Сщмч. Ириней Лионский; Тертуллиан; сщмч. Киприан Карфагенский
На основании предлагаемых материалов – о сщмч. Иринее Лионском и его творении «Доказательство апостольской проповеди», попробуем разобраться в чем по мысли сщмч. Иринея состоит значение Воплощения.
Антропологические представления сщмч. Иринея Лионского есть ключ к пониманию значения Воплощения Христа; и наоборот, Воплощение подтверждает антропологию Иринея Лионского. Тело- не есть необходимое зло, но превосходное творение Бога. Каждый человек, когда-либо родившийся воскреснет в своем теле, как некогда воскрес Бог Слово. Болезни и физические расстройства человека происходят от разрыва общения между Богом и человеком (история падения в раю). И вот, Христос «соделался человеком между людьми, видимым и осязаемым, чтобы упразднить смерть и показать жизнь и произвести общение единения между Богом и человеком[1]., то есть восстановить единение; восстановить образ и подобие Божие, потому что «созданный человек был поставлен на земле, как образ Бога… и по творению человек подобен Богу[2].» Таким образом, восстановление первородства происходит при Воплощении: «во Христе Иисусе получая права первородства[3]» и «чрез это Слово Божие в Себе совершило все, что на небе и на земле[4].» Сщмч. Ириней Лионский приводит также ссылки на Священное Писание. Например, яркое место: «"Язвами его мы исцелились; мы все заблудились, как овцы, каждый совратился на свою дорогу, а Господь возложил на него наши грехи" (Иса. LIII, 5, 6). Итак, ясно, что это произошло с Ним согласно с волею Отца ради нашего спасения[5].» Кроме того, воплотившись, Христос оставил множество примеров и средств для Спасения каждого конкретного человека. И в этом также немаловажное значение Воплощения. Например, Ириней Лионский рассуждает о Деве Марии и о древе (Кресте), ибо, воплотившись, Христос восстанавливает достоинство женщины (Ева) (32 глава) и преобразует древо в средство Спасения- Крест (34 глава). И еще многие и многие строки в великолепном творении «Доказательство апостольской проповеди». Считаю кульминационной речь 31-ю. Читать не обязательно, но я всё же приведу её в ответе: «Он соединил людей с Богом и установил мир и согласие между человеком и Богом; ибо не в наших силах было иным образом сделаться причастниками нетления, если бы Он не пришел к нам. Ибо пока нетление было невидимо и не явилось, оно нисколько не было полезно нам; теперь же оно сделалось видимым, чтобы мы во всех отношениях могли получить участие в нетлении. Поелику же все мы в первоздании Адама через его непослушание были крепко привязаны к смерти, то надлежало, чтобы смерть была разрушена послушанием Того, Кто соделался для нас человеком. Но так как смерть господствовала над телом, то надлежало, чтобы она освободила человека от своего угнетения, упраздненная посредством тела. Слово соделалось плотью, чтобы посредством того же тела, чрез которое грех утвердился и господствовал, он был упразднен и больше не был в нас (ср. Рим. VІІІ, 3 сл.). Поэтому Господь принял этот телесный образ первозданного, чтобы вступить в борьбу за отцов и посредством Адама одержать победу над тем, кто поразил нас в Адаме.»
Теперь рассмотрим каким образом св. Ириней опровергает основные постулаты гностицизма?
Гностицизм имеет четыре характерных черты:
«1) дуализм, относящий творение материального мира… к сфере деятельности злого начала, действующего независимо от воли трансцендентного и неведомого Бога;
2) идея о необходимости и возможности спасения, к-рое понимается как освобождение и возвращение в божественную реальность ее элемента, присутствующего в человеке;
3) концепция «знания» как представление, имеющее сверхъестественное происхождение и доступное только избранным;
4) изложение идей, составляющих спасительное «знание», в форме мифологического повествования[6]».
Первые два положения противоречат христианскому представлению о человеке как о творении, созданном по образу и подобию Божию. Гностики вообще утверждали, что «человек сотворен не Богом, а низшим божеством, демиургом, и поэтому существует в жалком, низменном состоянии, в удалении от Бога».
Сщмч. Ириней Лионский не соглашается с гностиками, и раскрывает теоцентрическую антропологию человека, подчеркивая важность единства тела, души и духа. Например, Ириней Лионский пишет: «человек - живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии[7]» Душа и тела нераздельны в деле Спасения. Телом нельзя пренебрегать. Тело также создано Богом: «Между же всем (происшедшим) находится и этот наш мир и в мире человек; следовательно, и этот мир также создан Богом[8].» Тело и материал, из которого оно сотворено- не есть зло вообще! «Но человека Он создал Своими руками, взяв от земли чистейшее, тончайшее и самое нежное, и Свою силу в определенной мере смешал с землею; ибо Он дал творению Свои собственные формы, чтобы также и видимое (в нем) было богообразно[9].»
Чтобы доказать свои взгляды, сщмч. Ириней Лионский обращается к теме Воплощения и к, произошедшему вследствие этого, Таинству Евхаристии. Приведу цитаты, которые подтверждают важность тела для жизни будущего века:
· «Он для нас принял на Себя, когда Слово Божие соделалось плотию, чтобы показать воскресение плоти и идти впереди всех на небо[10].»
· «Так Бог вновь призвал человека, чтобы чрез общение с Ним мы имели участие в нетлении[11].»
· И еще: «затем (апостолы) также посредством истинного слова учили соблюдать тело непорочным для воскресения и душу незапятнанною» (41), и «также и душа будет иметь участие в воскресении, когда тела верующих снова примут определенный вид и вместе с нею пробуждены будут силою Святого Духа и введены будут в царство Божие.» (42)
Мысль о возможности стяжать в теле Дух Святой и обоживать тело подтверждена Таинством Евхаристии. Поэтому это Таинство особенно поддерживает теоцентрическую антропологию человека. Действительно, «Безрассудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, и отвергают ее возрождение, говоря, что она не участвует в нетлении. Но если не спасется она, то значит и Господь не искупил нас своею кровию и чаша Евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, не есть общение тела Его[12].» И ещё «Одежда же Его, как также и одеяние Его суть те, которые веруют в Него, которых Он и очистил, искупив нас Своею кровию. Кровь же Его названа кровию гроздов. Ибо как кровь гроздов не человек делает, а создает Бог и веселит пьющих его, так и воплощение Его и кровь Его производит не человек, а Бог.» (57)
Несколько слов о концепции «знания». У гностиков множество преданий. Эти предания передаются тайно. Против этого положения особенно написано в трактате «Против ересей». Вот мнение сщмч. Иринея Лионского о «догматическом единстве четырех Евангелий[13]» и о доступности всем священного Предания: «Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих придти в познание истины[14].» А против избранности гностиков Ириней Лионский писал:
«Ибо Он есть Тот, Который поставил во свет высоту, и продолжил глубину, которая лежит далеко под землею, и длину простер от востока до запада, и прошел север и юг и рассеянных со всех сторон созвал к познанию Отца[15].»Итак, истина в христианстве для всех. И эта истина содержит все необходимое для Спасения. Ириней Лионский пишет в главе 98: «Это - драгоценная проповедь истины, и это - образ нашего спасения, и это - путь жизии, который пророки предсказали и Христос исполнил и апостолы передали, а церковь вверила своим чадам во всем мире.» («Доказательство апостольской проповеди»)
Тертуллиан.
Прочитайте основной материал о жизни и учении Тертуллиана. На основании прочитанного:
1). Составьте список понятий и выражений, которые использовал в своих трактатах Тертуллиан для описания взаимоотношений Божественных Лиц Пресвятой Троицы и Их участия в домостроительстве Божием.
Список понятий и выражений я решил представить в виде таблицы.
Триадология: «Троица», «сущность», «лицо», «единство по сущности», «нераздельность», «рождение из сущности», «исхождение от Отца»- Все эти понятия введены были Тертуллианом | |
Взаимоотношения Божественных Лиц Пресвятой Троицы и Их участие в домостроительстве (понятия и выражения) | Комментарии/ Источники |
Верные определения, введенные Тертуллианом | |
Таинство икономии располагает Единицу в Троицу, производя Трех — Отца, Сына и Святого Духа | Формулировка единосущности Троицы: «и Отец Бог, и Сын Бог, и Дух Святой Бог, и каждый из Них - Бог» (Adv. Prax., 13) |
Бог Отец- Первое Лицо. | Называет единым Богом (unicus Deus, unus Deus, solus Deus) Бога Отца (ibid., 2; 5; 11; 16; 18; Adv. Herm., 45 и др.), Который есть первое Лицо (prima persona) Св. Троицы (Adv. Prax., 18). Это Бог невидимый, безначальный (nоn habens initium), нерожденный (innatus), ни от кого не происшедший, даже от Самого Себя (ibid., 11; 19; Adv. Herm., 18). |
Разум Бога, или Слово, или Единородный [Сын]- Второе Лицо | Всегда пребывало в Боге «в качестве Божественного Разума и Премудрости» для размышления. |
Свойство Второго Лица: Рождение от Отца | Сын произошел из сущности Отца (de substantia Раtris, Adv. Prax., 4; 7; 36) и называется Сыном Божиим и Богом по единству сущности (Apol., 21) |
Святой Дух- Третье Лицо. Свойство Третьего Лица: Исхождение от Отца через Сына | Св. Дух есть Бог, поскольку Он, так же как и Слово, исходит «от Бога» (ex Deo, ibid., 36) , а точнее, «от Отца через Сына» (a Patre per Filium, ibid., 4), подобно тому как третий от корня плод из побега, третий от источника поток из реки и третье от солнца сияние от луча (ibid., 8) |
Единосущность | В Трех Взаимосвязанных — одна сущность» (una substantia in tribus cohaerentibus, ibid., 12); Они единосущны (unius substantiae, ibid., 2; 13; Apol., 21) |
Nоn separatus- нераздельный | так же как ни побег не отделяется от корня, ни река от источника, ни луч от солнца, так и Слово не отделяет¬ся от Бога |
Творение мира (однако не упоминается Святой Дух- некорректно) | Бог Отец не только через Него (per ipsum) все сотворил (ibid., 6), но и Само Слово является Творцом мира, Оно Само сотворило то, что было сотворено через Него (ibid., 7) |
Некорректные и неверные определения и понятия | |
Субортинатизм- или некорректные трактовки или вовсе неверное представление. Например понятие Gradus- степень. | Gradus означает внутренний порядок наследования единой и неделимой Божественной сущности, определенную последовательность, иерархичность Божественного бытия, начинающегося от Бога Отца, Который есть высшая степень (summus gradus) и целая сущность (tota substantia, plenitudo), и далее распространяющегося на Сына и Св. Духа |
Рождение Слова в момент творения мира- неверное представление | Неверное представление: Слово рождается в момент творения мира для действия. Поэтому Оно имело Своим Отцом Того, произойдя от Кого стало Первородным Сыном, то есть рожденным прежде всего, и Единородным [Сыном], то есть единственным, рожденным от Бога, а именно из недр сердца |
Сын и Дух Святой- как меньшие части от Отца- некорректно трактуется. Проявляется субортинатизм и монарххизм | По мнению Тертуллиана, Отец невидим по причине полноты Своего Величия, а Сын видим как «некая отдельная часть» (pro modulo derivationis). |
Субортинатизм Святого Духа- неверное представление | В творении мира Св. Дух был Служителем и Свидетелем (minister et arbiter, ibid., 12). Он есть тот Дар (munus), Который Сын принял от Отца и излил на верующих (ibid., 30). Посланный Сыном в качестве Его Заместителя (vicaria vis, De praescript., 13) и Утешителя (Paracletus, Advocatus, Adv. Prax., 1—2; 25) |
Неверное представлении об участии в жизни Церкви и в Таинствах только одного лица- Святаго Духа. Например, в Таинствах участвуют все Три Лица одновременно. | Посланный Сыном в качестве Его Заместителя (vicaria vis, De praescript., 13) и Утешителя (Paracletus, Advocatus, Adv. Prax., 1—2; 25) Он освящает верующих (ibid., 2; 12), вдохновлял и вдохновляет пророков (Apol., 18; Adv. Prax., 1) , совершает церковные таинства (De bapt., 4; 8), руководит церковной дисциплиной и открывает ум к уразумению Писаний (De virg. vel., 1). |
2). Из текста трактата Тертуллиана «О плоти Христа» приведите 2–3 примера выражений Тертуллиана, в которых он описывает свои представления о взаимном сосуществовании двух природ во Христе. Соотнеся их с православной христологией, дайте краткую оценку-комментарий (1–2 предложения) к выписанным цитатам.
Христология Тертуллиана | Комментарии |
«Рассмотрим телесную сущность (corporalis substantia) Господа, ибо о духовной (spiritualis) нет сомнений.» | Существование духовной природы даже не поддвергается сомнениюх |
«…насколько же достойнее и приличнее было Ему, действительно рожденному, принять человеческий облик, – если Он, по-твоему, намеревался принять тот же облик и не будучи рожден, с уроном для совести Своей» | Это высказывание, говорит о том, что плоть и рождение не были мнимыми, ибо выдавать себя за «другое»- есть лукавство «урон для Совести» |
«в чем же будет отличие Божества от прочих вещей, как не в противоположном [свойстве]: то есть, в способности Бога превращаться во все и вместе с тем оставаться, каков Он есть?» | О сохранении свойств Божества будучи в теле человека. |
«Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно.» | Две природы были на кресте. Но страдали, и погребены, и воскресли по человеческой природе. |
«Христос не назывался бы человеком – без плоти, – не назывался бы и Сыном человеческим – без родительницы человеческой. Равно Он не назывался бы Богом без Духа Божьего, а Сыном Божьим – без Бога-Отца.» | Свидетельства земной жизни и следы в документах говорят о том, что Христос и Бог и человек. |
«Итак, свойство той и другой природы (substantia) явило нам человека и Бога: здесь – рожденного, там – Нерожденного, здесь – телесного, там – Духовного, здесь слабого, там – Пресильного, здесь – умирающего, там – Живущего[16].» | Характеристики сосуществования двух природ во Христе. |
«Чудеса засвидетельствовали Дух Божий, страсти – плоть человеческую. Если чудодействия не без Духа, то и страсти не без плоти; если плоть со страстями ее была воображаемая, то и Дух с его чудодействиями не был настоящим[17].» | Доказательства: чудеса и жизнь в исторических памятниках |
«Но поскольку Он разделяет их, то очевидно показывает, что они суть два вида – плоть и душа. Но если два, то уж не одно; а если не одно, то уж не может быть ни плотской души, ни душевной плоти. Ведь плотская душа и душевная плоть – это одно и то же. Тогда Ему пришлось бы иметь еще другую, особую, душу кроме той, которая была плотью, и объявить о другой плоти помимо той, которая была душой. Но если была у Него одна плоть и одна душа, и эта скорбела смертельно, а другая была хлебом за спасение мира, – тогда сохраняется число двух субстанций, различных в своем роде и исключающих единственный вид плотской души.» | Наличие двух природ. |
« На этом основании мы утверждаем, что во Христе была та плоть, природа которой в человеке греховна, и грех в ней был упразднен так, что во Христе безгрешным было то, что в человеке не безгрешно. Ибо если Христос, упраздняя грех плоти, пожелал бы упразднить его не в той плоти, которая была греховна по природе, это не отвечало бы ни намерению Его, ни славе». | О Спасении в Воплощении |
Но хорошо, что с небес приидет Тот же Самый (Деян. 1, 11), Который пострадал, и всем явится Тот же, Который воскрес. И увидят и узнают Его те, которые распяли Его, – узнают, несомненно, ту самую плоть, против которой свирепствовали и без которой Он не мог бы ни явиться, ни быть узнан. | Эсхатология- теперь с момента Воплощения он пребывает в вечности в теле. В нем и явится нам. |
3). Кратко сформулируйте основные позиции учения Тертуллиана о Церкви, которого он придерживался в основные периоды своей жизни. Из текста трактата Тертуллиана «О плоти Христа» приведите 2 - 3 примера суждений Тертуллиана о Церкви, Таинствах, священстве, апостольском авторитете (по Вашему выбору). К какому периоду его жизни, на Ваш взгляд, они относятся?
Основные позиции учения Тертуллиана, до его утверждении в монтанизме и разрыва с Церковью, таковы:
· Определения. Церковь Христова- единственная, единая и истинная. Вводит понятие единая вселенская Церковь. Это общество, которое верит в Богочеловека Иисуса Христа, исповедует едино крещение (De virg. vel., 2; De bapt., 15) и живёт по заповедям Христа.
· Апостольское преемство. Это союз всех поместных церквей, в которых сохраняется и передается апостольская вера (De praescr., 20; De virg. vel., 2; Adv. Marc, IV.5). Подчеркивается Апостольское преемство.
· Иерархия. Тертуллиан подчеркивает разделение мирян и клира. Свидетельствует о наличии в церкви иерархии и разделение обязанностей: епископы, пресвиторы, диаконы и более низкие чины. «Пресвитеры, диаконы и низшие церковные должности (дидаскалы-катехизаторы, чтецы, пророки и др.) подчинены епископам и мо¬гут исполнять свои функции только с позволения епископов и под их контролем. Сами епископы должны быть примером до¬бродетельной жизни для верующих; единобрачие здесь было одним из основных требований[18]».
· Соборы. «Епископы соседних городов иногда собираются на соборы (concilia ex universis ecclesiis) для обсуждения насущных вопросов; эти соборы выражают собой видимое единство вселенской Церкви (Dejejun., 13)[19].»
О Церкви из трактата «О плоти Христа»:
Цитаты из трактата «О плоти Христа»: | Тезис |
Но ведь Он тотчас добавил: А что рождено от Духа, то есть Дух (там же), – ибо Дух есть Бог и рожден от Бога. Если это относится к верующим в Него, то уж тем более относится к Нему Самому. | Об обитании Духа Святого в Церкви |
Он поставил других выше и указал основание для такого возвышения – внимание к Его словам… Итак «новые ученики, слушавшие Его… обозначали Церковь, которую Он нарек лучшей матерью и более достойным братством, отрекшись от Своего плотского рода». Слова относятся к комментариям на Лук. 11, 27-28. | О Церкви как обществе Богом определённом и о том, кто относится к Церкви Христовой |
Себя ты уж точно невзлюбил, раз отпал от церкви и веры Христовой. | Смерть вне церкви |
Если ты пророк, то предскажи что-нибудь; если апостол, – проповедуй принародно; если апостольский муж, – будь единодушен с апостолами; если ты только христианин, – веруй в то, что передано. | Апостолы- проповедуют. Единодушные. Христиане в Церкви веруют в то, что передано. |
Несколько слов о том, когда написан трактат «О плоти Христа». В трактате мы видим Церковь апостольскую, а не Харизматическую. Кроме того, мы видим четкую структуру изложения, начатки богословия. Очевидно, Тертуллиан не заражен еще монтанизмом. С этой точки зрения время написания «О плоти Христа» должно быть ранее разрыва с Церковью (210-213), а, принимая во внимания множество верных христологических формулировок и еще ранее (206-208гг). Более ранние годы маловероятны, так как борьба с докетистами гностиками — Маркионом, Апеллесом, Василидом и Валентином — приходится на начало 3века.
Сщмч. Киприан Карфагенский.
Каков по мысли св. Киприана должен быть исповедник, в чем их значение для Церкви и от каких опасностей он предостерегает в связи с ролью исповедников в современное ему время? Подтвердите Ваши обобщения соответствующими цитатами из текста трактата.
Каков по мысли св. Киприана должен быть исповедник?
Простота и мудрость- основные качества для исповедника, ибо Сам Господь «заповедует нам при незлобии быть простыми и с простотою соединять мудрость[20]». Не только проповедовать, но и жить по Евангелию, то есть исповедовать Христа своею жизнью: «Он – исповедник, поэтому и должен держаться Евангелия Господня тем крепче, что через Евангелие он стяжал славу от Господа.» и еще: «Он – исповедник, пусть же будет кроток и тих; соображая действия свои с благочинием, пусть будет скромен и, называясь исповедником Христовым, пусть подражает Христу, Которого исповедует.» и еще: «Язык, исповедавший Христа, не должен быть злоречив и сварлив, не должен произносить злословий и ругательств, не должен после хвалебных слов изрыгать змеиного яда на братьев и священников Божиих.»
Исповедник для церкви?
Исповедник для Церкви- соль земли. Сщмч. Киприан Карфагенский в трактате «О единстве Церкви» сразу указывает на эти слова Господа (Мф. 5,13). Исповедник хоть и образец для многой братии, но само «исповедание есть только приступ к славе, а не достижение уже венца: оно не заканчивает подвига, а только предначинает достоинство». То есть исповедник всегда находится в процессе достижения христианского совершенства, тем самым исповедник для церкви- есть пример для подражания.
Опасности для исповедника?
Опасность для исповедника не внешние угрозы жизни, но соблазны мира: «должно бояться не того только гонения», но «остерегаться врага в том случае, когда он тайно подкрадывается». И еще: «надобно остерегаться, возлюбленнейшие братья, обмана не только явного и очевидного, но и такого, который прикрыт тонким лукавством и хитростью». Исповедник подвергается большим напастям, искушениям и нападкам. «Он – исповедник, но после исповедания предлежит и большая опасность, потому что тут более раздражен враг.» С другой стороны, Господь попускает это, потому что исповедники должны быть тверды в вере и неуклонно следовать по пути духовного восхождения.
[1] Священномученник Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 6
[2] Священномученник Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 11
[3] Священномученник Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 21
[4] Там же, 30
[5] Там же, 69
[6] Православная энциклопедия, 2011, Т. 11, С. 627-638
[7] Священномученник Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 2
[8] Там же, 4
[9] Священномученник Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 11
[10] Священномученник Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 39
[11] Священномученник Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 40
[12] Сщмч. Ириней Лионский, "Против ересей, V, 2:2.
[13] Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие
[14] Сщмч. Ириней Лионский, "Против ересей, III, 10:2
[15] Священномученник Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 34
[16] ТЕРТУЛЛИАН, О ПЛОТИ ХРИСТА, Общая редакция и составление А.А. Столярова. Текст и перевод - издательская группа "Прогресс"-"Культура". Москва, 1994.
[17] Там же
[18] А.Р.Фокин. Латинская патрология. Том 1. Период первый. Доникейская латинская патрология (150 – 325 гг.). Изд.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина. М., 2005.
[19] Там же.
[20] Сщмч. Киприан Карфагенский, «О единстве Церкви»
Комментарии
Отправить комментарий