Полиелейная утреня в вопросах и ответах

1.     С каких слов начинается утреня в составе всенощного бдения? Откуда они взяты? Как они связаны с литургической темой утрени?

Утреня в составе всенощного бдения начинаются с ангельского славословия: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14), которое произносится трижды и далее дважды произносится молитва «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс.50:17). Далее идёт шестопсалмие. Утреня изображает Новозаветное время, поэтому очень верно начать её с ангельского славословия при рождении Спасителя. Далее и люди присоединяются к хвале Господа, а используя для этого строки именно 50-го псалма, напоминают нам о необходимости смирения (Псалом 50) при молитве.

2.     Каким псалмом в некоторые периоды года Устав предписывает заменять полиелейные псалмы на воскресной утрене?

118-м псалмом «Блаже́ни непоро́чнiи въ пу́ть, ходя́щiи въ зако́нѣ Госпо́дни…». Пояснение такое. Церковный Устав предписывает исполнять полиелей по воскресеньям в определенный период года (с 22 сентября по 20 декабря и с 14 января до Недели сырной). Первая часть полиелея- полиелейные псалмы (134-й и 135-й). Однако, в остальные воскресенья, когда полиелей не исполняется, положено петь «Непорочны» — Псалом 118.

3.     Что такое тропари по непорочных? Почему они так называются, в каком месте всенощной поются? Приведите первые две фразы воскресных тропарей по непорочных (см. Часослов).

Тропари по непорочных- это тропари, которые исполнялись после 118-го псалма (17 кафизма), который начинается словами: «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…», поэтому тропари именовались «после непорочнах» или коротко «по непорочнах». На заупокойных службах это тропари «Святых лик обрете источник жизни» с припевами 118-го псалма «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а на недельной утрени «Ангельский собор» с теми же припевами»[1]. Итак, касательно воскресной утрени это тропари по непорочнах «Ангельский сбор». Они исполняются после полиелейных псалмов или же, если на воскресение придется праздник со всенощным бдением или утреня с полиелеем, то тропари по непорочнах исполняются после величания. Привожу первые две фразы воскресных тропарей по непорочнах: 

«А́нгельский собо́р удиви́ся, / зря Тебе́ в ме́ртвых вмени́вшася, / сме́ртную же, Спа́се, кре́пость разори́вша, / и с собо́ю Ада́ма воздви́гша, / и от а́да вся свобо́ждша. Почто́ ми́ра с ми́лостивными слеза́ми, / о учени́цы, растворя́ете? / Блиста́яйся во гро́бе А́нгел, / мироно́сицам веща́ше: / ви́дите вы гроб, и уразуме́йте, / Спас бо воскре́се от гро́ба.» 

Кстати, тропари по непорочнах также могут исполняться и в субботу (Лазареву и Великую). Они отличаются от воскресных.

4.     Что такое антифоны степенны? Почему они так называются, к какому моменту всенощной готовят? Приведите текст первого антифона степенна четвертого гласа (см. Октоих, воскресная утреня, глас 4). На каких стихах 18 кафизмы он основан? Приведите цитаты.

Антифоны это песнопения, которые должны исполнять попеременно два хора. Слово степенна указывает на связь этого антифона с пятнадцатью псалмами 119-133, которые именовались «Песнь степеней», так как «считается, что в древности два хора иудеев пели их на ступенях Иерусалимского храма»[2]. Антифоны степенны, совместно с небольшими молитвословиями, следующими за ними, готовят прихожан к внимательному восприятию слова Божия- Евангелия. Они [антифоны степенна] как-бы возвышают ум молящегося к Евангельскому слушанию. Например, первый антифон степенна четвертого гласа имеет следующий текст: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! Ненавидящии Сиона посрамитеся от Господа: яко трава бо огнем будете изсохше!» Источником этих слов является 128-й псалом, а именно: «Мно́жицею бра́шася со мно́ю от­ ю́ности мо­ея́, да рече́тъ у́бо Изра́иль: мно́жицею бра́шася со мно́ю от­ ю́ности мо­ея́, и́бо не премого́ша мя́.» (Пс. 128,1-2) и «Да постыдя́т­ся и воз­вратя́т­ся вспя́ть вси́ ненави́дящiи Сiо́на: да бу́дутъ я́ко трава́ на здѣ́хъ {на кро́вѣхъ}, я́же пре́жде восторже́нiя и́зсше:» (Пс. 128,5-6).

5.     Что такое евангельский столп?

Понятие столп тесно связано с песнопениями, ибо это система чередования гласов. По подобию с гласовыми столпами были названы 11 евангельских чередований (11 текстов)- евангельским столпом. Вообще, на всех утренях, на которых совершается полиелей, положено также чтение Евангелия. На праздничной утрени читается Евангелие, тематически соответствующее празднику. На воскресных утренях читаются евангельские отрывки о воскресении Христовом. Это и есть так называемый Евангельский столп. Эти тексты приведены, например, в Октоихе (Приложение Воскресные утренние Евангелия). Итак, таких отрывков из четырех Евангелий выбрано одиннадцать: один из Матфея (см.: 26, 16-20), два из Марка (см.: 16,1-8 и 9-20), три из Луки (см.: 24,1-12; 12-35 и 36-53), пять из Иоанна (см.: 2о, 1-10, 11-18, 19-31; 21,1-14 и 15-25)[3]Прочитываются все отрывки целиком в течение одиннадцати воскресений; по окончании одного круга начинается новый круг.

6.     Что такое евангельская стихира? С каким важным воскресным текстом она связана?

Стихиры Евангельские утренние – творение императора Льва Премудрого. Евангельских стихир 11- столько же, сколько воскресных ексапостиларий. Стихира, как и тропарь, представляет собою строфу. Она называется так потому, что припевается к стиху псалма. Вот что пишет об евангельской стихире Красовицкая М.С.: «Есть евангельская стихира. Это стихира особенная, она присутствует только на воскресном всенощном бдении и практически никогда не выпадает. Она может вытесняться со своего привычного места, но не исчезает бесследно. Ее законное место – Слава в цикле стихир на хвалитех. Берется эта стихира из особого приложения Октоиха, поскольку зависит не от гласа, а от Евангельского чтения на этой службе».[4]

7.     Приведите тексты евангельских стихир к 4-му, 9-му и 11-му утренним Евангелиям. О каких явлениях воскресшего Господа в них говорится? (См. приложения Октоиха "Воскресны ексапостиларии" ).

Ответ представлен в таблице ниже:

Евангельская стихира

Комментарий

Утро бе глубоко, / и жены приидоша на гроб Твой, Христе, / но Тело не обретеся желаемое ими. / Темже недоумевающимся, / иже в ризах блещащихся представшии глаголаху: / что живаго с мертвыми ищете; / воста, якоже предрече, / что не помните глагол Его? / Имже веровавша, виденная проповедаху, / но мняхуся лжа благовещения: / тако быша еще косни ученицы. / Но Петр тече, и видев / прослави Твоя в себе чудеса.

В этой стихире мы видим первых свидетелей воскресения Христова (жен мироносиц). Кроме того, мы видим пока еще слабую веру учеников, и утверждение Петра, как и предрекал Иисус, камнем исповедания Христа.

Яко в последняя лета, / сущу позде от суббот, / предстал еси другом Христе, / и чудесем чудо извествуеши, / заключеным входом дверным, / еже из мертвых Твое воскресение. / Но исполнил еси радости ученики, / и Духа Святаго преподал еси им, / и власть подал еси оставления грехов / и Фомы не оставил еси в неверствия погружатися бури. / Темже подаждь и нам разум истинный и оставление прегрешений, / благоутробне Господи.

В 9-й стихире говорится об утверждении окончательной веры и радости о Воскресении Христовом среди учеников Апостолов. Здесь же говориться о даре благодати пастырства (священства) и основании Таинства Покаяния. Кроме того, мы призываем Бога укрепить нашу веру и дать нам оставление грехов наших.

Являя Себе учеником Твоим, Спасе, / по воскресении Симону дал еси овец паству, / за любве воздаяние, / яже о пастве попечения ищя. / Темже и глаголал еси: / аще любиши Мя, Петре, / паси агнцы Моя, паси овцы Моя. / Он же абие показуя друголюбное, / о друзем ученице вопрошаше. / Ихже молитвами, Христе, стадо Твое сохраняй, / от волков губящих е.

11-я Евангельская стихира- есть рассказ о восстановлении Петра в Апостольском служении. Все есть по любви. И мы любовью и молитвами Апостолов и их приемников сохраняемся от «волков губящих» души наши.

 

8.     С каких слов начинается праздничное окончание утрени? Какой текст является его кульминацией? После каких слов священника он поется?

Речь идет о праздничном окончании утрени. В этом случае после пения ексапостилария поются хвалительные псалмы (148, 149 и 150), которые начинают петь со слов «Всякое дыхание да хвалит Господа». С этого места начинается праздничное окончание утрени. Великое славословие является кульминацией окончания праздничной утрени. Этот кульминационный текст «состоит преимущественно из избранных стихов Ветхого Завета (в частности, Пс 144,2; Дан 3, 26; Пс 32, 22; Пс 118, 12; Пс 89, 2; Пс 40, 5; Пс 142, 9-10). Подборка завершается словами: Яко у Тебе источник живота; во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя (Пс 35. 10-11). Слова «во свете Твоем узрим свет» указывают на восход солнца, что тематически соответствует заключительной части утрени»[5].

9.     По каким правилам подбираются тропари в начале воскресной утрени (на "Бог Господь") и в ее конце (после великого славословия)? Приведите примеры воскресных тропарей  на "Бог Господь" и  поемых после великого славословия. 

Тропарь, который поется на «Бог Господь»- один из восьми воскресных тропарей определенного гласа. Например, для 1-го гласа это будет следующий тропарь: «Камени запечатану от иудей / и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, / воскресл еси тридневный Спасе, / даруяй мирови жизнь. / Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: / слава Воскресению Твоему, Христе, / слава Царствию Твоему, / слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.»

А тропарей, которые поются по Великом славословии всего два: «один для нечетных гласов Октоиха, то есть 1,3, 5 и 7: «Днесь спасение миру бысть»; другой – для четных гласов 2, 4, 6 и 8: «Воскрес из гроба». Так как выше я привел пример тропаря для первого гласа, то приведу текст нечетного тропаря: «Днесь Спасение миру бысть, / поем Воскресшему из гроба, / и Начальнику жизни нашея: / разрушив бо смертию смерть, / победу даде нам и велию милость.»

На бдениях двунадесятых праздников после Великого славословия поется тропарь праздника, на бдениях великих святых – тропарь святому.[[6]]

 

10.  Выделите  на схеме утрени тексты, характерные для воскресного богослужения 

Характерные для воскресного богослужения (Всенощного бдения) тексты утрени я выделил желтым цветом. Ответ представлен ниже:

Полиелейная утреня в составе всенощного бдения

Шестопсалмие. Утренние молитвы

Великая ектенья

«Бог Господь» со стихами. Тропарь воскресный по гласу

Кафизмы 2 и 3

Полиелейные псалмы 134 и 135

Тропари по непорочнах «Ангельские собор»

Малая ектенья и ипакои гласа

Антифоны степенны по гласу

Молитвословия перед Евангелием: прокимен, «Всякое дыхание»

Воскресное Евангелие

«Воскресение Христово видевше»

50-й псалом

Слава: «Молитвамиапостолов». И ныне: «Молитвами Богородицы»

Стихира по 50-м псалме «Воскрес Иисус от гроба»

Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»

12 раз «Господи, помилуй»

Возглас «Милостию и щедротами»

Канон

«Свят Господь Бог наш»

Воскресный эксапостиларий и богородичен

Хвалитные псалмы со слов «Всякое дыхание»

Стихиры на хвалитех:

на «Славу» - евангельская стихира

на «И ныне…» - «Преблагословенна еси, Богородице Дево»

Великое славословие

Тропарь «Днесь спасение миру» или «Воскрес из гроба»

Сугубая ектенья

Просительная ектенья

Окончание

Великий отпуст,

Многолетие



[1] Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

[2] Богослужебный устав и гимнография, Е.Н.Никулина, Москва, ПСТГУ, 2015, С.38

[3] Православие. Том 2: Утреня, Митрополит Илларион (Алфеев) 

[4] Литургика, М.С. Красовицкая

[5] Православие. Том 2: Утреня, Митрополит Илларион (Алфеев) 

[6] Богослужебный устав и гимнография, Е.Н.Никулина, Москва, ПСТГУ, 2015, С.43


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.

О Догматиках