О Догматиках

Для тех кто не знает, догматик- это краткое песнопение догматического содержания. Он исполняется на вечернем богослужении (на вечерне) после стихир на "Господи воззвах". Поется на восемь гласов. Текст содержится в Октоих. Соответственно на вечерне поется один из догматиков- соответственно гласу. Я обозначил гласы сокращением гл. Я написал, что это фактически догматическая формула, а ниже представляю как в догматиках раскрывается учение Церкви о Боговоплощении (см таблицу ниже). Хочу отметить что на самом деле каждый догматик, при внимательном рассмотрении, отражает (но под разными углами) основной догмат о рождении Христа от Девы Марии. То есть каждый догматик- есть отражение Истины, под разными углами или точками зрения человеческого восприятия.
Учение о Боговоплощении
Ссылка в догматике
1. Халкидонский орос: учение
а) о Лице Спасителя  (что Он- Бог Сын, Второе Лицо Святой Троицы, Его ипостасное свойство - рождение)
3гл: «прежде всех век от Отца рожденного, никакоже »
5гл: «Сый и прежде сый, являйся яко человек»
6гл: «не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый»
8гл: «един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасно»
б) об образе соединения в Нем двух природ
3гл: «никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохранившаго»
6гл: «естеством Бог сый и естеством быв Человек» и далее «не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый»
2. догматы о Матери Божией
а) об именовании Ее Богородицей (т.е. родившей Бога, а не человека),
1гл: «Владыку рождшую», «небо и храм Божества» и «из Нея рождшагося Господа»
3гл: «православно Богородицу исповедающих тя»
6гл: «Сын Единородный, Тойже от Тебе Чистая пройде»
7гл: весь 7-й глас догматика посвящен Матери Божией «Чистая, непостижен есть образ рождения»
 б) о Приснодевстве,
2гл: «Дева родила еси и Дева пребыла еси»
3гл: «искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, родила еси без отца»
4гл: «без отца из Тебе вочеловечитися»
5гл: «Христа роди безсеменно» и по рождестве «пребысть нетленна» и далее указание на Приснодество есть и в 6-м и в 7-м и в 8 гласе. Особенно 7-й глас.
3. Цель Боговоплощения
1гл: «небесная дверь», «мир введе и Царствие отверзе», «ибо Той победит враги, яко Всесилен» и «преграждение вражды разрушавши»
4гл: «Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» и «заблудшее ко Отцу принесет и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет»
8гл: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися»
4. Ветхозаветные  прообразы
2гл: «сень законная: якоже бо купина не сгораше опаляема» «столп огненный» как прообраз Девы, а Моисей как прообраз Христа
4гл: «да Свой паки обновит образ, истлевшими страстьми»- это об Адаме
5гл: разделение Чермного моря «Тогда глубину шествова немокренно Израиль» как прообраз Девы «Христа роди безсеменно» и еще после чуда прохождения моря «море пребысть непроходно» как «Непорочная по рождестве пребысть нетленна»

5. Евангельские
а) события
1гл: рождение Христа и ангельское пение «безплотных песнь» вообще событие рождения отражено практически во всех гласах догматиков
б) притчи
4гл: «заблудшее обрет овча, на рамо восприм, ко Отцу принесет»

 Ниже я представлю несколько интересных, на мой взгляд, пояснений. Например, что означают слова догматика 4 гласа "да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми". О каком "образе" идет речь? Что значит "истлевший страстьми"? Вы наверное слышали, что Христа именуют Новым Адамом. После прародительского греха, природа человека повредилась. Христос исцеляет природу "обновляет образ". То есть речь идет об образе человека, как любимого создания Бога «по образу и подобию Своему». Еще раз: своим рождеством и крестной смертью Христос исправляет природу поврежденную грехом, как бы обновляет образ истлевший страстьми.
 Еще наберу ряд пророчеств, которые упоминаются в некоторых догматиках. Например:
·       "Сия, преграждение вражды разрушивши" (глас 1) – речь об обетование о семени жены: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт.3:15)
·       "Иже Тебе ради богоотец пророк Давид песенно о Тебе провозгласи величие Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе" (глас 4)- это 44 псалом Давида: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс.44:10)
·       "Непорочная ро рождестве Эммануилеве пребысть нетленна" (глас 5) это конечно же пророчество Исаии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14)
·       "Царь небесный за человеколюбие на земли явился и с человека поживе" (глас 8)это также пророчество Исаии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет»(Ис.9:1-2).
 Интересны слова догматика 6 и 8 гласа, потому что в них отражается история Христологических споров. Судите сами: «Не во двою лицу разделяемый»- это 6-й гласс и догматика 8 гласа "един есть Сын, сугуб естеством, но не Испостасию"? Что значит "сугуб естеством"? Поясняю:  "един есть Сын, сугуб естеством, но не Испостасию", означает, что в Нем два естества, но одно Лицо. «Сугуб естеством»- это ответ монофизитам, которые признавали, что Христос и Сын Божий — Единой Лицо. Однако учили, что в Нём заключено не два естества — Божественное и человеческое, — а одно, образовавшееся из двух. Касательно гласа 6-го «Не во двою лицу разделяемый»,- это догмат, направленный против ериси Несторианства. Это приблизительно 5-й век. Осуждено Ефесским собором, 431 год. Вот такие глубокие тексты. Как жаль, что многие на богослужении не понимают, о чем поют!!!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.

Полиелейная утреня в вопросах и ответах