Апологеты
1.1. Перечислите основные виды обвинений, выдвигавшиеся против христиан (на основании материала, изученного в курсе истории христианской Церкви).
Основные виды обвинений, выдвигавшиеся против христиан таковые:
- Обвинения «в разных небывалых преступлениях - в безнравственности и в общественной и политической неблагонадежности[1]». Причина- непонимание нового учения и нежелание разобраться.
- Угроза государственному строю. Например, Марк Аврелий считал, что христианство- религия, «угрожающая античному миросозерцанию».
- Обвинение в богохульстве. Раздражало то, что христиане утверждали, что им дано «Откровение высшей Истины[2]». Признание человека венцом творения- называли богохульством.
- Обвиняли христиан в желании сомнительных новшеств. Христианство расценивалось как новое суеверие (Светоний). Так как у христиан многое принимается на веру и непостижимо разумом (например, телесное воскресение), считали, что это слабо развитое философское направление.
1.2. Очень кратко (по 1 – 2 предложения) охарактеризуйте самое на Ваш взгляд основное в философских идеях, господствовавших в образованной среде римского общества изучаемого периода: представления о Боге (богословие), о происхождении и устройстве мира (космология), об устроении человека (антропология), предпочтительных формах его поведения (нравственность) и посмертной участи (частная эсхатология).
Характеристики философских идей в римском обществе в I-II веках
Античная философия | Богословие | Космология |
Платонизм (средний) | Существование Единого. Высший Ум. Учение о бессмертии бестелесной души, чувственное противопоставляется умопостигаемому. | Мироздание вченое! Размещение высшего Ума (Бога) во главе иерархии бытия. Идеи формируют мир. За высшим Умом, следуют второй ум… меньшие боги, звезды, демон. Причина зла- злая Душа. Некоторые считали саму материю злом. |
Неоплатонизм | Наличие «запредельного первоначала» (Единое). Появление учения о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа) | Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией). Недоверие к материи и материальным формам как к «темницам души». |
Стоицизм (средний) | Трансцендентность божественного Огненного Дыхания. Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос. | Мировое пожарище (цикличность). Учение о Роке и Промысле. |
Продолжение (Характеристики философских идей в римском обществе в I-II веках)
Античная философия | Антропология | Нравственность | Частная эсхатология |
Платонизм (средний) | Человеческая душа- божественное существо, которое послано Богом или снизошла сама. Задача очистить себя через философию и подготовиться к развоплощению, то есть возвращению к жизни богов и лицезрению Высшего. | Эстетический идеал- уподобление богу. Но Бог постижим лишь в вспышках интуиции. | Бессмертие бестелесной души. |
Неоплатонизм |
Призыв к «восхождению души к своему истоку» посредством метемпсихоза, теургии, экстаза. |
Задача человека — преодолеть естественные свойства «нижней части души» — страсти, вожделения, пороки — и путём добродетелей, аскетизма, теургии, творчества стремиться к слиянию с Единым. | |
Стоицизм (средний) |
Душа материальна, трехчастна, человек мост между двумя мирами (высшим и низшим). Человек должен жить в согласии с природой. |
Отчасти бесполезность морального совершенствования. Необходимо просто держать эмоции и страсти под контролем. Идеал- невозмутимый мудрец. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой. |
Блаженное бессмертие некой божественной субстанции в месте первоначального истечения |
Кроме того, в Римском обществе в I-II-м веках встречались аристотелизм (пришедший из Греции), пифагореизм и эпикурейство. И множественные симбиозы новых направлений. При построении философской системы использовался эклектизм. Зарождается доксография (Арий Дидим).
Для полноты ответа, приведу характеристики и других направлений, которые использовались эклектиками.
Аристотелизм пришло из Древней Греции: Бог определялся Аристотелем как Первый Двигатель, лучшая среди существенности, неподвижная субстанция, удаленная от чувственных вещей, лишенная телесных количеств, неделимая и не имеющая частей. Душой Аристотель считал то, благодаря чему человек живет, чувствует и понимает. Отсюда душе приписываются принципы и способности съедобные, чувственные и интеллектуальные. Далее, он рассматривал душу двойной — рациональной и иррациональной, в некоторых людях поднимая чувства над разумом.
Эпикурейство: Высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Богов множество. Вера в вечность и беспредельность вселенной, но в тоже время принимается идея множественности миров. Цель жизни накапливать знания. Знания помогают достичь идеала мудреца, который находится в безмятежном и невозмутимом состоянии. Принцип «Четверолекарствия»: против страха перед богами, смерти. Благо легко достижимо. Зло легко переносимо.
Литература
1. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию.
Комментарии
Отправить комментарий