Апологеты

 1.1.  Перечислите основные виды обвинений, выдвигавшиеся против христиан (на основании материала, изученного в курсе истории христианской Церкви).

 

Основные виды обвинений, выдвигавшиеся против христиан таковые:

  • Обвинения «в разных небывалых преступлениях - в безнравственности и в общественной и политической неблагонадежности[1]». Причина- непонимание нового учения и нежелание разобраться.
  • Угроза государственному строю. Например, Марк Аврелий считал, что христианство- религия, «угрожающая античному миросозерцанию».
  • Обвинение в богохульстве. Раздражало то, что христиане утверждали, что им дано «Откровение высшей Истины[2]». Признание человека венцом творения- называли богохульством.
  • Обвиняли христиан в желании сомнительных новшеств. Христианство расценивалось как новое суеверие (Светоний). Так как у христиан многое принимается на веру и непостижимо разумом (например, телесное воскресение), считали, что это слабо развитое философское направление.

  

1.2.   Очень кратко (по 1 – 2 предложения) охарактеризуйте самое на Ваш взгляд основное в философских идеях, господствовавших в образованной среде римского общества изучаемого периода: представления о Боге (богословие), о происхождении и устройстве мира (космология), об устроении человека (антропология), предпочтительных формах его поведения (нравственность) и посмертной участи (частная эсхатология).

 

Характеристики философских идей в римском обществе в I-II веках

Античная философия

Богословие

Космология

Платонизм (средний)

Существование Единого. Высший Ум. Учение о бессмертии бестелесной души, чувственное противопоставляется умопостигаемому.

Мироздание вченое! Размещение высшего Ума (Бога) во главе иерархии бытия. Идеи формируют мир. За высшим Умом, следуют второй ум… меньшие боги, звезды, демон. Причина зла- злая Душа. Некоторые считали саму материю злом.

Неоплатонизм

Наличие «запредельного первоначала» (Единое). Появление учения о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа)

Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией). Недоверие к материи и материальным формам как к «темницам души».

Стоицизм (средний)

Трансцендентность божественного Огненного Дыхания. Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос.

Мировое пожарище (цикличность). Учение о Роке и Промысле.

 

Продолжение (Характеристики философских идей в римском обществе в I-II веках)

Античная философия

Антропология

Нравственность

Частная эсхатология

Платонизм (средний)

Человеческая душа- божественное существо, которое послано Богом или снизошла сама. Задача очистить себя через философию и подготовиться к развоплощению, то есть возвращению к жизни богов и лицезрению Высшего.

Эстетический идеал- уподобление богу. Но Бог постижим лишь в вспышках интуиции.

Бессмертие бестелесной души.

Неоплатонизм

 

Призыв к «восхождению души к своему истоку» посредством метемпсихоза, теургии, экстаза.

 

Задача человека — преодолеть естественные свойства «нижней части души» — страсти, вожделения, пороки — и путём добродетелей, аскетизма, теургии, творчества стремиться к слиянию с Единым.

Стоицизм (средний)

 

Душа материальна, трехчастна, человек мост между двумя мирами (высшим и низшим). Человек должен жить в согласии с природой.

 

Отчасти бесполезность морального совершенствования. Необходимо просто держать эмоции и страсти под контролем. Идеал- невозмутимый мудрец. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.

 

Блаженное бессмертие некой божественной субстанции в месте первоначального истечения

 

Кроме того, в Римском обществе в I-II-м веках встречались аристотелизм (пришедший из Греции), пифагореизм и эпикурейство. И множественные симбиозы новых направлений. При построении философской системы использовался эклектизм. Зарождается доксография (Арий Дидим). 

Для полноты ответа, приведу характеристики и других направлений, которые использовались эклектиками.

Аристотелизм пришло из Древней Греции: Бог определялся Аристотелем как Первый Двигатель, лучшая среди существенности, неподвижная субстанция, удаленная от чувственных вещей, лишенная телесных количеств, неделимая и не имеющая частей. Душой Аристотель считал то, благодаря чему человек живет, чувствует и понимает. Отсюда душе приписываются принципы и способности съедобные, чувственные и интеллектуальные. Далее, он рассматривал душу двойной — рациональной и иррациональной, в некоторых людях поднимая чувства над разумом.

Эпикурейство: Высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Богов множество. Вера в вечность и беспредельность вселенной, но в тоже время принимается идея множественности миров. Цель жизни накапливать знания. Знания помогают достичь идеала мудреца, который находится в безмятежном и невозмутимом состоянии. Принцип «Четверолекарствия»: против страха перед богами, смерти. Благо легко достижимо. Зло легко переносимо.

 

 

Литература

1.        Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию.



[1] А.И.Сидоров. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности.

[2] Den Boer W. ΣΥΓΓΡΑΜΜΑΤΑ. Studies in Graeco-Roman History. - Leiden, 1979. - P. 178-196

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.