Святоотеческая письменность вводные вопросы
Вопрос 1. В чем состоит основное различие между патрологией и патристикой?
Основное различие между патрологией и патристикой состоит в подходе изучения трудов учителей Церкви и области, которые это изучение затрагивает. Патристика- эта наука, которая находит доказательства и подтверждение догматов, норм морали, формирования церковного строя и дисциплины в трудах учителей церкви. Группирует эти труды и выстраивает связи между ними. Патристику «можно определить как систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат для исторического обоснования христианских истин[1]». Патрология имеет иной метод изучения тех же самых трудов, а именно важен и сам автор (его жизнь) и эпоха, в которую он жил и, даже, его окружение. Таким образом, в патрологии труды/ изречения, подтверждающие догматы, выстраиваются не по алфавиту или важности, но, скорее в историческом (хронологическом) порядке. Это во-первых. А во-вторых, так как изучается и сам автор, то и выстраиваются связи его трудов со всеми другими учителями, которые также раскрывали те же догматы. Таким образом патрология- эта матрица догматов, норм морали и церковной дисциплины, которую рассматриваю в системе координат «время-личность». А патристика- это та же матрица, но без привязке к эпохе и автору. В этом основное отличие.
Вопрос 2. Сформулируйте своими словами смысл, вкладываемый православными патрологами в понятия «святые отцы» и «учителя Церкви».
Если отвечать своими словами и коротко, то я бы не стал пытаться разделять святых отцов от учителей Церкви, хотя бы просто потому, что согласия в чётком разделении определений святых отцов и учителей Церкви среди патрологов нет. Поэтому даю определение общее. Святые отцы и/или учителя Церкви- это личности, которые специально формулируют православное учение (имели дар учительства), стремятся вести праведную жизнь (то есть учили по «чистоте души[2]») и, на том основании, признаются Церковью («согласие отцов»). Я намеренно использовал в своем определении настоящее время, дабы дифференцировать православные понятия от смыслов, вкладываемых не православными патрологами (например, католическими, которые добавляют четвертый критерий- критерий "древности"). В православии считается, что процесс «догматизирования» не завершен и кристаллизовать имя учителя Церкви (или святого отца) может лишь время, которое должно подтвердить верность православию, святость жизни и согласие Церкви. Хотя изучаемое время (эпохи)- методически ограничиваются и в православной среде.
Если всё же дифференцировать «святых отцов» от «учителя церкви», то мне ближе подход, при котором считают, что святые отцы выходят из учителей церкви. То есть отцы- обладают большим авторитетом. Святые отцы- фактически есть канонизированные святые, «произведения которых признаны самой Церковью наиболее точным выражением хранимого ею учения[3]». Я ставлю святых отцов несколько выше учителей церкви, потому что их святость служит «а) ручательством духовной опытности их как руководителей в святой христианской жизни; б) основой их глубокого проникновения в истины христианского вероучения, по принципу Мф. 5,16; в) залогом их беспредельной преданности к истине и Церкви как церковных учителей и защитников интересов Церкви[4]». Но и это определение- есть лишь мнение, потому что церковь не ставила задачи четко определить и классифицировать святых отцов/ учителей церкви. Из этого вытекает важное следствие, а именно то, что «патрологическая наука не должна наперед устанавливать определенного выбора между произведениями древнецерковной письменности и одни исследовать, а другие отвергать; все сохранившиеся памятники древнецерковной письменности, весь литературно-исторический материал, оставленный членами древней Церкви, необходимо изучить с той подробностью и обстоятельностью, каких требует значение его в целом и отдельных частях[5]». Касательно апостолов и пророков, тексты которых вошли в Священное Писание. Здесь важно отметить, что никто не смешивает «произведений отцов Церкви с богодухновенными писаниями пророков и Апостолов». Священное Писание отстоит отдельно.
Вопрос 3. Что означает словосочетание «согласие отцов» и в каких случаях оно употребляется?
Определение «согласие отцов» несомненно относится к учению, которое, по определению преп. Викентия Лиринского, «все они [св. отцы], или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей[6]». Поэтому и говорится о «согласии отцов». А учение «то считать несомненным, верным и непререкаемым»//там же. Из этого вытекает, что устное Предание есть источник для письменного. Именно поэтому, творения святых отцов так внимательно рассматривались на Вселенских Соборах.
Комментарии
Отправить комментарий