Святоотеческая письменность вводные вопросы

 Вопрос 1. В чем состоит основное различие между патрологией и патристикой?

Основное различие между патрологией и патристикой состоит в подходе изучения трудов учителей Церкви и области, которые это изучение затрагивает. Патристика- эта наука, которая находит доказательства и подтверждение догматов, норм морали, формирования церковного строя и дисциплины в трудах учителей церкви. Группирует эти труды и выстраивает связи между ними. Патристику «можно определить как систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат для исторического обоснования христианских истин[1]». Патрология имеет иной метод изучения тех же самых трудов, а именно важен и сам автор (его жизнь) и эпоха, в которую он жил и, даже, его окружение. Таким образом, в патрологии труды/ изречения, подтверждающие догматы, выстраиваются не по алфавиту или важности, но, скорее в историческом (хронологическом) порядке. Это во-первых. А во-вторых, так как изучается и сам автор, то и выстраиваются связи его трудов со всеми другими учителями, которые также раскрывали те же догматы. Таким образом патрология- эта матрица догматов, норм морали и церковной дисциплины, которую рассматриваю в системе координат «время-личность». А патристика- это та же матрица, но без привязке к эпохе и автору. В этом основное отличие.


Вопрос 2. 
Сформулируйте своими словами смысл, вкладываемый  православными   патрологами в понятия «святые отцы» и «учителя Церкви».

Если отвечать своими словами и коротко, то я бы не стал пытаться разделять святых отцов от учителей Церкви, хотя бы просто потому, что согласия в чётком разделении определений святых отцов и учителей Церкви среди патрологов нет. Поэтому даю определение общее. Святые отцы и/или учителя Церкви- это личности, которые специально формулируют православное учение (имели дар учительства), стремятся вести праведную жизнь (то есть учили по «чистоте души[2]») и, на том основании, признаются Церковью («согласие отцов»). Я намеренно использовал в своем определении настоящее время, дабы дифференцировать православные понятия от смыслов, вкладываемых не православными патрологами (например, католическими, которые добавляют четвертый критерий- критерий "древности"). В православии считается, что процесс «догматизирования» не завершен и кристаллизовать имя учителя Церкви (или святого отца) может лишь время, которое должно подтвердить верность православию, святость жизни и согласие Церкви. Хотя изучаемое время (эпохи)- методически ограничиваются и в православной среде.

Если всё же дифференцировать «святых отцов» от «учителя церкви», то мне ближе подход, при котором считают, что святые отцы выходят из учителей церкви. То есть отцы- обладают большим авторитетом. Святые отцы- фактически есть канонизированные святые, «произведения которых признаны самой Церковью наиболее точным выражением хранимого ею учения[3]». Я ставлю святых отцов несколько выше учителей церкви, потому что их святость служит «а) ручательством духовной опытности их как руководителей в святой христианской жизни; б) основой их глубокого проникновения в истины христианского вероучения, по принципу Мф. 5,16; в) залогом их беспредельной преданности к истине и Церкви как церковных учителей и защитников интересов Церкви[4]». Но и это определение- есть лишь мнение, потому что церковь не ставила задачи четко определить и классифицировать святых отцов/ учителей церкви. Из этого вытекает важное следствие, а именно то, что «патрологическая наука не должна наперед устанавливать определенного выбора между произведениями древнецерковной письменности и одни исследовать, а другие отвергать; все сохранившиеся памятники древнецерковной письменности, весь литературно-исторический материал, оставленный членами древней Церкви, необходимо изучить с той подробностью и обстоятельностью, каких требует значение его в целом и отдельных частях[5]».  Касательно апостолов и пророков, тексты которых вошли в Священное Писание. Здесь важно отметить, что никто не смешивает «произведений отцов Церкви с богодухновенными писаниями пророков и Апостолов». Священное Писание отстоит отдельно.

 

Вопрос 3. Что означает словосочетание «согласие отцов» и в каких случаях оно   употребляется?

Определение «согласие отцов» несомненно относится к учению, которое, по определению преп. Викентия Лиринского, «все они [св. отцы], или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей[6]». Поэтому и говорится о «согласии отцов».  А учение «то считать несомненным, верным и непререкаемым»//там же. Из этого вытекает, что устное Предание есть источник для письменного. Именно поэтому, творения святых отцов так внимательно рассматривались на Вселенских Соборах.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.