О II Ватиканском Соборе- что изменилось

1-я редакция конституции Lumen gentium фактически отразила экклесиологию римо-католической церкви (РКЦ) до II Ватиканского собора.  Сразу были выявлены проблемы экклезиологии, которые, собственно, и подвергались критике. Я выделю три темы:
·  Отсутствие сакральной составляющей церкви;
·  Миряне представлялись как придаток духовенства;
·  Принижена роль епископата;
Сакральная составляющая церкви.
Акт веры в церковь воспринимался как вера в некую организацию, со строгой иерархией и юрисдикцией. После II Ватиканского собора попытались изменить восприятие церкви, как сообщества, в котором незримо присутствует Бог. Папа Павел VI 29 сентября 1963 дал определение Церкви как тайны, в которой «действительность пропитана скрытым присутствием Бога». Кроме того, тайна церкви на II Ватиканском соборе наконец-то стала рассматриваться не с христомонических позиций (как продолжение и воплощение только второго Лица Святой Троицы), но в «рамках тринитаристской концепции[1]». В Lumen gentium тайне церкви посвящена самая первая глава. Она так и именуется «О тайне Церкви». Уже в LG2 мы читаем: «Предвечный Отец по свободнейшему и тайному решению
Своей премудрости и благости сотворил мир, решил возвысить людей до участия в Божественной жизни и не оставил их, падших в Адаме, но всегда подавал им спасительные средства ради Христа Искупителя, “Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари” (Кол 1, 15)[2].» и далее «Верующих же во Христа Он решил созвать во Святую Церковь, Которая, будучи возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце
веков». Итак мы видим, что Церковь-  определяется как сообщество верующих во Христа, и в этом сообществе незримо присутствие всей Святой Троицы.
Миряне как народ Божий- «царствующее священство».
Впервые перед главой об иерархии священнослужителей поставили главу о мирянах, тем самым сместив акценты и приоритеты в значимости членов церкви (вернее попытались это сделать). Теперь «Церковь- это в первую очередь народ, в котором пребывает Бог и через которого Он действует во имя всего человечества[3]». В Lumen gentium сказано «Во всякое время и у всякого народа человек, боящийся Бога и поступающий по правде, приятен Ему (ср. Деян 10, 35). Однако Богу угодно было освящать и спасать людей не по отдельности, без всякой взаимной связи между ними, но составить из них народ, который признавал бы Его в истине и свято служил Ему Одному.». Главой Церкви указывается Иисус Христос. Нет упоминания о видимом наместнике Римском папе. Еще одна яркая цитата из главы «О народе»: «В новый Народ Божий призваны все люди. Потому Народ этот, оставаясь единым и единственным, должен распространяться по всему миру и в продолжение всех веков, чтобы исполнилось предустановление воли Бога, Который изначально сотворил человеческое естество единым и, наконец, решил собрать воедино рассеянных чад Своих (ср. Ин 11, 52).» Характерной деталью можно считать и написание слова Народ с большой буквы.

Епископат- попытка усилить коллегиальность
Этому посвящена третья глава Lumen gentium.  Действительно, на II-м Ватиканском соборе пытались доработать: концепцию епископата, так как необходимо было, чтобы епископы привлекались к соборам. Для этого, нужно было разработать систему мер прерогатив епископата. Сложность заключалась в построении дипломатических формулировок, ведь стояла необходимость сохранить первенство папы во власти, и в тоже время исключить абсолютизм и поддержать коллегиальность. Для этого решили поднять значимость епископата, ведь «в лице Епископов, которым помогают пресвитеры, среди верующих присутствует Господь Иисус Христос, Верховный Первосвященник[4]». И далее приведу пункт 22, третьей главы: «Как по установлению Господню святой Пётр и прочие Апостолы составляют одну апостольскую Коллегию, равным образом связаны между собой Римский Понтифик, преемник Петра, и Епископы, преемники Апостолов. Уже очень
древний порядок, согласно которому Епископы, поставленные по всему миру, общались друг с другом и с Римским Епископом, храня узы единства, любви и мира, а также созывавшиеся Соборы, на которых важнейшие решения принимались совместно, по рассмотрении мнений многих участников, знаменуют собою сущность и коллегиальные основания епископского чина».

Не без ложки дёктя
Nota explicativa: сохранила положение, которое утверждало, что папа «верховный пастырь церкви и может в любое время являть свою власть по собственному усмотрению в соответствии с требованиями своего служения».

P.S. Я выделил эти три пункта. Вообще, документ очень интересный. И интересны лекции прот. Козлова М., где он рассказывает об интересном расколе, последующим после этого собора (Лё Флёр, если я не ошибаюсь)… 


[1] Макбрайен Р. П. Церковь (Lumen Gentium) // Современное католическое богословие. Хрестоматия. / Хейз М. А., Джирон Л., ред. М., 2007.
[2] Lumen gentium
[3] Там же
[4] Там же

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.