О проповеди мирянина с амвона
Я думаю, что проповедь мирянина возможна с амвона, но именно возможна как исключение из правила. Последнее правило касательно проповеди мирян было отражено в Трулльском соборе в 7-м веке (64 правило): «Не следует мирянину — держать речь или учить всенародно и таким образом брать на себя учительное достоинство, но (следует) повиноваться преданному от Господа чину, отверзать слух по отношению к приявшим благодать учительского слова и от них поучаться божественному». Однако, исключения из этого правила встречались. Мирянин, даже и имеющий специальное богословское образование, а может и звание профессора, должен помнить слова Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1Кор 10:23). Это может принести вред мирянину. Вред- именуемый тщеславием. Но и окружающим это может быть соблазном. Поэтому следующие слова в том же послании звучат так: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.» (1Кор 10:24). Отвечая на этот вопрос, мне вспоминается история рассказанная С.И. Фуделем. Приведу ее в сокращенном варианте: «Вернувшись после ссылки в Москву в 1925 г., я [Сергей Иосифович ведет рассказ от своего имени] был раз на литургии у о. Валентина Свенцицкого. Я пришел к ее концу, и, когда он вышел с заамвонной молитвой… я свою глупость проявил и здесь. Вместо того, чтобы подождать его для разговора, мне нужного, я вошел в алтарь. И вот он властно поднял руку, останавливая меня, и сказал: «Сюда могут входить только верующие в Бога. Вы в Бога веруете?». Священник произнес это будучи знакомым с С. Фуделем, а потому он знал, что в алтарь зашел человек очень даже верующий. Поэтому, когда я читаю эти строки, мне представляется, что сам Господь говорил устами о. Валентина Свеницкого. Так что, исключения конечно возможны, ибо «все мне позволительно», но 64-е правило Трулльского собора подтверждает, что «не все полезно».
Комментарии
Отправить комментарий