О Паремиях в Великий Понедельник, Великий Вторник и в Великую Среду
Речь пойдёт о первых трех днях Страстной Седмицы
Тема богослужения в первые дни Страстной седмицы отражается в чтении Евангелия. В Великий Понедельник будет читаться беседа Господа о кончине века (Мф. зач. 98), во Вторник несколько притч: о десяти девах, о талантах, рассказ о Страшном Суде, об овцах и козлищах (Мф. зач. 102); в Среду реальный рассказ о жене-блуднице, которая на вечери в дому Симона прокаженного помазала миром ноги Христа (Мф. зач. 108). Как тематически эти события отражаются в паремиях, читаемых в эти дни?
Великий Понедельник
Приведу слова Евангелия, которые кратко характеризуют события описываемые в этот день: «…ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24, 7:9) И на вечерне мы начинаем читать Книгу Исход, первую главу: Исх 1:1–20. Первые строчки Книги «Исход» описывают тяжелое положение Израильского народа в Египте: «Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работами делали жизнь их горькою от тяжкой работы» (Исх. 1,12:14) Эти строки- есть символ тяжелого угнетения духа человека при жизни греховной. Жизнь такая будет отличительной чертой Последних дней. Именно то, что говорил Христос в последний понедельник Своей земной жизни. И далее мы слышим чтение из книги Иова: Иов 1:1–12. И эти первые строки Книги Иова, говорят о том как будут жить праведники до Последних дней, но и их коснется рука сатаны. То есть пророчество Иисуса для всех!!! «Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.» (Иов. 1:3) Эти строки прежде всего есть символ богатства духовного! Но, с другой стороны, мы понимаем, что и кусок хлеба всегда будет у праведника до скончания века. И все же при кончине века всем будет сложно, как и предсказывал Иисус Христос. В книге Иова эту тему характеризуют строки «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей.» (Иов.1:12). Чтобы не впадать в уныние, ранее на 6-м часе, нам предлагается к чтению Книга Пророка Иезекииля. Это противопоставление Величия Господа, о котором я говорил в кратком ответе ранее. Например Понедельник, 6-й час: Иез 1:1–20. Здесь мы видим, как Господь велик и величие Его непостижимо и неописуемо словами человека. «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.» (1:10) и «И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.» (Иез.1:12-13).
Великий Вторник
Вечерня: Читается Исх 2:5–10
Та часть книги Исход, которую читают в Великий вторник, повествует о том, почему необходимо бодрствовать, то есть уповать на Бога. Ведь несмотря на указ фараона умертвлять всех детей мужеского пола остается Моисей, тот кто будет ходить пред Богом, спасается! Дочь фараона «Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.» (Исх. 2:6) Так и праведники спасены будут. И более того! и в среде зла (кончина века) сыны Бога будут великими духом, ибо сказано «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей» (Исх. 2:10). Строки, которые укрепляют нас в уповании на Бога! Защищают от малодушия.
Далее Иов 1:13–22
Читаем: «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:20-21). Напомню, что в Великий Вторник в Евангелие в этот день продолжается чтение касающееся кончины веков. Конец будет в жизни каждого христианина. Господь во Вторник в притчах говорит, как нужно приготовиться к смерти или к «личному» Последнему дню. Что означает бодрствование? И в книге Иова, мы видим, как бодрствует дух Иова, который, несмотря на ужас, происходящий вокруг него восклицает: «да будет имя Господне благословенно!» Воистину «Дух бодр, а плоть немощна!». И снова ранее для укрепления мы читали на 6-м часе Иезекииля: 6-й час: Иез 1:21–28; 2:1
Богу все возможно и это чтение (Иезекииля) продолжает повествовать о Величии Творца. Именно во Вторник Господь и Его Престол описывается в терминах стихий. Ибо зло не поглотит Света, ибо сияние Его огненно: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иез. 1:21-28). То есть, читая Иезекииля, христианину легче бодрствовать! А ведь это и просил Христос в последних притчах! Кроме того, эти строки укрепляют верующих на Страстной Неделе, не давая унывать, ибо страх Господень- начало всего.
Теперь, Великая Среда
В Среду повествуется о добре и зле. Выборе, который рано или поздно сделает каждый.
И вот на вчерне мы читаем какой выбор делает Моисей! Человек, который сыт и богат! Советник фараона! Он идет за Богом, то есть поступает по совести своей! Богатство не усыпило Моисея. Бодрствуйте! Это ли не истинный пример бодрствования и силы духа? Кто сможет сегодня вытолкнуть себя из зоны комфорта, а в духовном смысле из зоны опасного сна, убивающего дух! Смотрите, что делает Моисей: «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.» (Мф.2:11-12). Вот это сила духа! И следующее чтение паремии Великой Среды говорит нам о еще большей силе духа! Иов истинно прообраз Христа в смирении. Нет большей силы духа, чем та, что выражается в смирении. Устоять от соблазна пойти отказаться от Бога, просто пороптав на Него кому по силам? Ведь самый близкий человек из живущих на земле на тот момент, жена Иова, та женщина, которая родила ему детей говорит ему: «похули Бога и умри». И это ведь снова выбор? Эта тема Великой Среды. Выбор- остановить свои мучения и умереть наконец-то (так ведь поступил Иуда? предал (похулил) Бога, раскаялся в жалости и умер). А что делает Иов в своем смирении и любви к Богу. Иов отвечает: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" И Пророк добавляет: "Во всем этом не согрешил Иов устами своими.» (Иов.2:10). Даже устами!!! не согрешил.
А нам немощным, не имеющим такой любви, стоит снова убояться и вспоминать Иезекииля. И тогда может быть мы сделаем правильный выбор, когда время придет. Ведь можно сделать правильный выбор, если не забывать слова Господа, которые Он говорил Пророку, и которые мы слышим на 6-м часе Великой Среды: «И ты, сын человеческий, не убойся их и не ужаснись пред лицом их; ибо они будут язвить и наступать на тебя – и посреди скорпионов ты обитаешь; слов их не убойся и пред лицом их не ужаснись» (Иез. 2:6) 6-й час Иез 2:3–10; 3:1–3
Комментарии
Отправить комментарий