Раннехристианское искусство

Зададимся вопросом: Могло ли раннехристианское искусство развиваться стихийно, без участия церковной иерархии? В этом случае, гнев Тертуллиана справедлив, ведь кроме него никто из апологетов не пишет о христианском искусстве, его как бы не замечают, хотя оно уже существовало в то время.

 Однако, я считаю, что нет- не могло.  Стихийно значит- быстро и бесконтрольно. Насчет быстро- это вполне возможно… Насчет бесконтрольно, это маловероятно. Если бы в церковной иерархии были бы против возникающих символов и изображений, а хоть бы и в катакомбах, то я думаю, что обязательно появилось бы «слово» как документ, осуждающее раннехристианское искусство. А раз такого документа не было, значит с Апостольских, никто (ну кроме Тертуллиана) даже не видел в этом соблазна к идолопоклонству. Протоиерей Александр Салтыков пишет: «Следует думать, тем не менее, что христианское искусство изначально имеет церковное происхождение[1].» И записи Тертуллиана в общем-то доказывают это. Однозначно, что Тертуллиан разбирается в искусстве, но в то же время, относится отрицательно к его проявлению в Церкви. С другой стороны он прекрасно понимает символизм христианского искусства. В своих рассуждениях он и Творца сравнивает с художником. И сам же Тертуллиан формирует идею о том, что поклонение относится не к материалу, а к Первообразу. Поэтому, я думаю, что раннехристианское искусство не развивалось бесконтрольно и закрыто от апостолов и епископов, то есть стихийно. А гнев Тертуллиана связан с опасением соблазна к идолопоклонничеству. Ну, это мое такое мнение. 

Назову основные виды изображения Христа, встречающиеся в катакомбах.

- Во-первых, встречаются хризмы (монограммы имени Христа). 

- Во-вторых, в катакобмах встречаются символические изображения, например умирающий феникс, рыба, виноградная лоза, образ агнца, свастика- как эмблема Христа и другие.

- В-третьих встречаются «чисто античные» изображения Христа, «Чисто античные» (выражение взято из Конспекта) это, например, Орфей. Орфей как образ Христа изображается в виде юноши. Другие примеры. Овечка символ жертвенного агнца. Или Добрый Пастырь. Появление исторического образа Христа в виде средовека датируется IV веком.



Вообще разбирать раннехристианские изображения крайне интересно. 
Рассмотрим изображение ниже- это часть саркофага из некрополя Ватикана, начало 3в., музей Терм.

Пиктограмма: Верхняя надписьпереводится как Иисусжизнь. Рыба может символизировать Христа, но в данном случае рыба, изображает душу христианина.

Потому, что рыба, подплывающая к якорю означает надежду на спасение праведной души.
Здесь изображено две рыбы. Возможно захоронено два человека. Или же изображена встреча души со Христом (это маловероятно, ибо рыбы одинаковые).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.