Исторические предпосылки формирования представления о примате римского первосвященника

Верховенство римского первосвященника- есть фундамент всей Римо-католической Церкви.
Однако, «верховная власть Римского епископа есть явление историческое, а не евангельское, догматическое[1]». Сыграла свою роль и культурная особенность римлян, а именно их склонность к строгой иерархии и четком определении юрисдикций. Мощь империи также наложила свой отпечаток в формировании римской экклесиологии, ведь Рим- есть мегаполис своего времени; «царствующмй град». Таким образом, «традиционно римо-католическое учение о Церкви было склонно описывать Церковь прежде всего какиерархическую организацию, взаимоотношения в которой отмечены юридизмом[2]». Эти же исторически-культурные особенности заслоняли пневматологический аспект церкви христологическим. В результате роль мирян значительно умалялась; они «выступали в качестве пассивной массы[3]»а роль священнослужителей возрастала.
Выделяя исторические предпосылки формирования представления о примате рисмкого первосвященника, стоит отметить следующее:
·       Рим- был единственной апостольской кафедрой Запада;
·       Рим- был столицей Римской империи, то есть имел высокое административное значение;
·       Завоевание Рима варварами при сохранении епископата только усилило авторитет римского первосвященника, так как «он был представителем единственного значимого института, который достойно пережил всеобщее разрушение, доказал свою Богозданность и вновь утвердил себя в качестве единственного наследника былого имперского величия[4]»;
·       Историческая отстраненность Запада от догматических споров Востока не способствовало развитию соборности, а обращение Востока в некоторых случаях к Западу как к судебной инстанции еще сильнее усиливало первенство власти;
·       Окончательное утверждение примата римского первосвященника произошло после Реформации, когда те, кто еще сопротивлялся в самом церковном институте покинули его, примкнув к протестантам.

Обновление церковной жизни РКЦ середины и второй половины XX века, наиболее значимым выражением которого был II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), внесло определенные изменения в римо-католическую экклезиологию.»
[1] Васечко В., иер. Сравнительное богословие.
[2] Там же
[3] Васечко В., иер. Сравнительное богословие

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.