О Богослужебных книгах в вопросах- ответах
1. Каких
служб суточного круга нет в Служебнике? Где они находятся?
В суточном богослужебном круге присутствуют следующие службы: вечерня,
повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый
час. Кроме того, в сутках обычно служатся Литургии или
заменяющие их изобразительные (когда Литургия не служится). Литургия не входит в суточный круг. Она стоит как-бы вне круга и является центральной службой в сутках. Если говорить о
суточном круге, то в Служебнике нет полунощницы, повечерия и часов (1, 3, 6 и
9-го). Отсутствующие службы имеются в Часослове.
2. Какие
службы есть и в Служебнике, и в Часослове? Одинаково ли они изложены? Почему?
И Служебник и Часослов содержат следующие неизменяемые части суточного
богослужения: вечерня и утреня. Однако изложены они по-разному. Дело в том, что Служебник предназначен для священника и диакона, а часослов для чтецов и
певцов на клиросе. Служба идет одна, поэтому ряд глав имеют одинаковые
названия, но акценты расставлены иначе и соответственно другое изложение. Ведь,
например, Служебник «содержит не полный текст каждой службы, а только ту ее часть, которая
совершается священнослужителями. А чтобы скоординировать их действия с тем, что
поет хор (он называется «лик») или читает чтец, в Служебнике есть указания на
эти молитвословия.»[1]
Чтобы ответить на вопрос о службах, отраженных в Служебнике и в Часослове нужно обратиться к содержанию:
Кстати, хочу еще отметить, что Часослов ориентируется на астрономические сутки,
поэтому первая глава- Полунощница.
Служебник:
Содержание |
Часослов:
Содержание |
Последование
вечерни Последование
утрени Проскомидия Литургия Иоанна Златоуста Благодарственные по причащении Указ об отпустах Отпусты Владычних праздников Отпусты дневнии Литургия Василия Великого Литургия преждеосвященных Чин благословения колива Чин литии об усопших Прокимны постовые Прокимны пасхальные Прокимны Октоиха Прокимны дневнии Прокимны общие святым Известие учительное Литургия апостола Иакова, София,
Синодална печатница, 1948,пер. с оригинала Левтрийского архиепископа
Партения. |
Полунощница вседневная Последование
утрени Час первый Час третий Час шестой Последование изобразительных Чин о панагии Час девятый Последование
вечерни Молитвы в трапезе Великое повечерие Малое повечерие Кафисма 17 Отпустительные воскресные, восьми гласов,
с Богородичными и ипакои их. Богородичны отпустительные, поемые в
течение всего года Отпустительные тропари седмичные Последование общего молебна Тропари воскресные, поемые по Непорочнах Тропари, поемые по Непорочнах в субботу |
3. Какие
виды повечерия и полунощницы указаны в Часослове?
В Часослове имеются следующие главы: Полунощница по вся дни (с нее
начинается Часослов), Полунощница субботняя, Полунощница воскресная, великое
повечерие и малое повечерие.
1. Какие
гласы находятся в 1-м томе, какие — во 2-м?
В 1-м томе находятся гласы с первого по четвертый. Во 2-м томе находятся гласы с пятого по восьмой. Итак, в Октоихе 8 гласов.
2.
Молитвословия каких служб указаны в каждом гласе: а) для буднего дня, б) для
воскресенья.
Для буднего дня в каждом гласе указаны молитвословия следующих служб: утреня;
Литургия; вечерня; повечерие. Для воскресенья добавляется полунощница. С нее,
собственно говоря, и начинается Неделя. Накануне воскресения в субботу в
Октоихе приведены также службы малая вечерня и великая вечерня.
3. Какой службой начинается глас, и какой службой заканчивается?
Глас начинается в воскресенье. Поскольку богослужебный день начинается с
вечера, то по астрономическому времени это будет вечер субботы, перед первой
службой каждого гласа, малой вечерней, так и написано «в субботу вечера», и заканчивается
в следующую субботу утром (изменяемыми текстами Литургии)[2].
3) Минеи:
1. Назовите
первую службу Праздничной Минеи и объясните, почему эта книга начинается именно с этой службы.
Начало Месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю.
Это и есть первая служба Праздничной Минеи.
2. Службы
каким святым есть в Праздничной Минее? Назовите 2-3 имени.
В Праздничной Минее мы встречаем службы некоторым святым.
Например:
· 25 сентября: Преподобного Сергия, игумена Радонежского; 26 сентября: Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова; 5 октября: Святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; 26 октября: Святого и славного великомученика Димитрия мироточивого. И так далее. Я приводил примеры по порядку, согласно оглавления Праздничной Минеи.
Действительно в Праздничной Минее встречаются службы, посвященные иконам Пресвятой Богородицы. Например: 22 октября: В честь Казанской иконы Божией Матери; 12 января: Пресвятой Богородице, явления ради чудотворной иконые Ее, Млекопитательницы (с акафистом)[3]
В Общей Минее есть службы, посвященные ликам святых. Это службы общие для
каждого лика святых: служба святым отцам, служба общая пророку, служба апостолу
и апостолам, служба святителю, и служба святителям, служба преподобному,
мученикам, Христа ради юродивым и так далее (все оглавление приводить не буду).
Эти общие службы служат, когда нет источника службы конкретному лику.
Отдельная служба посвящена Иоанну Предчети.
Да, по Общей Минее возможно отслужить воскресную службу. Это воскресная
служба Октоиха 6-го гласа.
1. Какой богослужебный Устав сейчас действует в Русской Православной Церкви? Какой Устав действовал в Русской Церкви в первые века после Крещения Руси? Когда Русская Церковь на него перешла? Какой Устав называется «Око церковное»? Что такое «Устав Великой церкви»?
В настоящее
время в Русской Православной Церкви действует Иерусалимский богослужебный
Устав. Переход к этому Уставу произошел в XIV–XV вв. До этого момента, начиная
с самого Крещения Руси, в Русской Церкви действовал Устав Константинопольского
Студийного монастыря.
«Око Церковное»-
это русская редакция Иерусалимского Типикона, которая распространилась в XV в.
в Русской Церкви и стала основой всех последующих русских редакций
Иерусалимского Типикона. Первая редакция была переведена с болгарского
Афанасием Высотским в 1401г.[5]
Устав Великой
Церкви- это пышный церемониальный Устав, используемый в храме Премудрости Божия
в Константинополе, столице великой Византии. Песнопения осуществлялись при
большом стечении народа, а службы вели несколько священнослужителей. Устав
отличался особенной пышностью.
В Типиконе
есть Месяцеслов. Он находится в 48 главе Типикона.
В Типиконе имеется специальная глава, посвященная Великому Посту. Это глава номер 32 И Глава 49.
[1] Богослужебный Устав и Гимнография,
Е.Н.Никулина, Москва, ПСТГУ, 2015
[2] Богослужебный Устав и Гимнография,
Е.Н.Никулина, Москва, ПСТГУ, 2015, С.7-8
[3] http://orthlib.ru/worship/mineya/
[4] https://azbyka.ru/markovy-glavy-tipikona
[5] Михаил Арранц, Око церковное, https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/oko-tserkovnoe/
Комментарии
Отправить комментарий