О пересечении Церкви и государства

Христос, посылая своих учеников на проповеди в разные города и селения, не давал никаких рекомендаций касательно государственного устройства окружающих соседских народов и относительно права. Не говорил Он,- «игнорируйте всё кроме заповедей, которые Я дал вам, и Я пошлю легион ангелов в вашу защиту», но он говорил ученикам: «Прежде же всего… возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» (Лк. 21:12). А вместо легионов ангелов Господь даст каждому «уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк.21:15). Эта премудрость будет не о правах человека, но о совести и жизни Вечной. Христос и Сам не воспользовался правом человека, когда его судили, а судили его с нарушением прав даже того времени. Ни возопил он и к Пилату, но молчал, хотя мог бы воспользоваться и таким правом. Ни потому Он не воспользовался, что право Его не касается, но потому, что Он творил вечное. Он не попирал права и не презирал право, но смирялся. И Церковь с точки зрения вечности и как организм богочеловеческий должна принимать права государственные (в том государстве, где Церковь работает,- хоть бы и Палестина) и не может избежать взаимоотношений ни с властью ни с судом, но смиряется пред этими институтами. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22-21) принимайте и смеряйтесь перед правом и законом государства, в котором живете, а «Бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Итак, «как Тело Христово, Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: в частности, вступает в те или иные отношения с государствами и другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только статуса Церкви в государстве и ее отношений с другими общественными образованиями. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.

О Догматиках