Доникейский период- возникновение христианских училищ и апологетики
Речь пойдёт о возникновение христианских училищ в доникейский период, в особенности о деятельности Александрийского и Антиохийского огласительных училищ во II-III вв., их наиболее известных руководителях и учениках.
Причина возникновения христианских училищ в связана с необходимостью необходимостью подготовки (оглашению) новых христиан, а позже и в передачи компетентных знаний клиру Церкви для обсуждения догматических вопросов, которые возникали и развивались в доникейский период очень динамично. Далее приведу список общин, школ и усилишь в хронологическом порядке.
- Апостольская община как «духовная школа». Основана Иисусом Христом, которого Апостолы называли Учителем.
- Христианская духовная школа Св Иустина Филосова. Во II веке в Риме уже действовала христианская богословская школа под руководством св. Иустина Философа.
- Александрийское огласительное училище (II-III век). Коптские источники сообщают, что сам апостол Марк назначил первого ректора Александрийской школы - Иуста, которого на этом посту сменили Евмений и Маркианий. Афинагор- изменил образовательный процесс и оглаительное училище превратилось в христианский университет. Были известные преподаватели. Климент Александрийский (преподавал в 191-202 гг). Цель образовательной системы Климента, приобщить учеников к сокровищам истинного гнозиса, научить их мудрости, раскрыть перед ними тайны христианской веры. Но не меньшее значение имело духовно-нравственное воспитание учащихся. Приемником Климента стал Ориген. Тот самый Ориген- ученик Климента Александрийского. Ориген построил другую образовательную концепцию. Ориген ставил на первое место толкование Священного Писания и изучение христианских догматов. Дидим Александрийский (+395)- последний яркий представитель.
- Школа в Кесарии палестинской- Основана Оригеном, после того как он покинул Александрию. Это отчасти отделение Александрийского училища. Эта школа, «прославленная Оригеном, Памфилом, Евсевием и знаменитой библиотекой». В этой же школе учился святитель Григорий Неокесарийский.
- Академии Эдессы и Нисибина - возникли, подобно эллинистическим школами, на почве небольших катехизических школ при христианских храмах. Эдесская школа- основана Ефремом Сирином. Имела характер богословской семинарии. Выпускала пресвитеров для Сирии и Персии. Окончила свое существование в 489 году.Нисибиийская школа прославилась ректорами: Мар Нарсай, Энан Адиабенский. Именно Энан Адиабенский пытался отказаться от комментариев Феодора Мопсуетского к Св. Писанию и перейти на комментарии Иоанна Златоустого. Но это было уже в 6-м веке:(
- Антиохийская школа. Сирия. Образованна в 290 году. Пресвитеры Дорофей и Лукиан. Рассвет в конце IV начале V веков. Сильное влияние на богословие в сирийской церкви.
 Многие известные сегодня богословы заканчивали языческие философские школы (например в Афинах), а потом отправлялись в монастырь для получения знаний, необходимый для клириков. «Так было с Василием Великим, Григорием Назианзином, Иоанном Златоустом.»
 И в заключении обращу внимание на одно несторианское учебное заведение. Училище в Нисивине (Персия)- это несторианское учебное заведение имело разделение на классы и специальную программу изучения Священного Писания. В Риме в доникейский период не было известных оглушительных училищ.
 Что такое апологетика? Назовите первых христианских апологетов и их основные труды.
Апологе́тика (от греч. ἀπολογία – защита, заступничество, оправдание) – направление богословия, ориентированное на: 1) отстаивание достоинства христианского вероучения, как единственно истинного, перед отрицающими это достоинство; 2) раскрытие и защиту христианского вероучения при помощи средств, принимаемых иноверцами и неверующими. (Азбука)
Существовали «апологии судебные, написанные для правительства с целью побудить его прекратить преследования христиан, и апологии научного характера, направленные против нападений на христианство языческой философии и вообще язычества.»
| 
Апологет | 
Труды | 
Время | 
Комментарии | 
| 
Кодрат | 
«Апологию», или «Грамоту в защиту христиан» | 
имп. Адриан (117-138) | 
В труде доказывается, что христиане исповедуют истинную религию и что дела Спасителя — факт исторический, и исцелённые и воскрешённые Им жили после вознесения Господа. | 
| 
Аристид | 
 Апология | 
имп. Адриан (117-138) | |
| 
Иустин Философ | 
2 апологии | 
имп. Антонин Пий (138-161) | 
Он опровергнул все обвинения, возводимые на христиан язычниками. Доказав, что христиане — люди невинные и безвредные, он просил у императора, называющегося благочестивым и философом, только справедливости и защиты невинных. | 
| 
Мелитон, еп. Сардинский | 
Прошение к Антонину  | 
имп. Марк Аврелий (161-180) | |
| 
Клавдий Апполинарий, еп.Иерапольский | 
«Против язычников», также он написал две книги «Об истине», «Против катафригийцев», «К эллинам», две книги «К иудеям», «О Пасхе» | 
имп. Марк Аврелий (161-180) | |
| 
Афинагор, христианский философ | 
Предстательство за христиан» | 
имп. Марк Аврелий (161-180) | |
| 
Филосов Армий | 
Осмеяние языческих философов | 
189 | |
| 
Минуций Феликс | 
Октавий | 
180-192 | 
опровергал те возражения язычников, какие были в ходу после ожесточённых врагов христианства. | 
| 
Тертуллиан | 
Апология, Две книги к народам | 
197 | |
| 
Климент Александрийский | 
Протрептик, Увещательное слово к эллинам | 
200-202 | 
Доказывает ложь и ничтожество созданной поэтами языческой религии, сравнительно с христианством, раскрывает всё безобразие языческих мистерий, гнусность идолов и бесчеловечие языческих жертвоприношений. | 
| 
Ориген | 
Против Цельса | 
249 | 
Доказательства касательно божественности Лица Господа Иисуса Христа и Его воплощения. Действительность воплощения Бога Слова Ориген доказывает ветхозаветными пророчествами, которые все исполнились на Господе Иисусе Христе | 
Комментарии
Отправить комментарий