Западное христианство в доникейский период и несколько слов о монашестве
Изучая этот вопрос необходимо понимать, что христианство еще не разделилось на Восток и Запад. Раскрыть этот вопрос крайне сложно в формате блога, поэтому я просто решил познакомить читателя с некоторыми западными святыми, прославленными и у нас, православных. Итак, начнём с аскетов.
Преп. Иоанн Кассиан (350-430?) родоначальник Западного монашества, но с восточными общежительными правилами. Рукоположен в сан диакона самим свт. Иоанном Златоустом в городе Константинополе, приблизительно в 400г. Считается учеником Иоанна Златоуста. Первые монастыри основал в Марселе. Он прибыл в Италию, когда только появился труд Афанасия В. о преп. Антонии. Западная церковь желала видеть подобных подвижников и у себя и именно в это время в Рим и возвращается Иоанн Кассиан. Как я писал ранее преп. Кассиан, являясь приверженцем восточной аскетической традиции, перенес в Южную Галию общежительные правила восточных монастырей, которые посещал ранее. Преп. Иоанн Кассиан был силен в догматически вопросах. Именно он написал «опровержение учения Нестория в своем сочинении – De incarnatione. «Благодаря своим умеренности и трезвости св. Иоанн Кассиан проделал на христианском Западе приблизительно ту же работу, что и св. Василий Великий на Востоке, хотя, в отличие от Василия, он был убежден в абсолютном преимуществе отшельнического образа жизни перед киновией.»// Александр Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви».
преп. Венедикт Нурсийский (ок 480- 543+). Из благородного рода в Нурсии (Италия). Начальное образование получал в Риме. Суета и разврат большого города подтолкнули Венедикта к аскетической жизни на скале. Преп. Венедикт Нурсийский- организатор «западного монашества, в несколько измененных по сравненю с восточным монашеством формах»//Н. Тальберг. «История Церкви». Он основал во Флоренции 12 монастырей. Был гоним несколько раз за строгие подвижнические правила, а также гоним завистниками по церкви. Восток и запад сильно отличаются климатом, что влияет на устои общества. Это одна из причин того, что восточные общежительные правила приживались медленно, и спустя некоторое время были адаптированы преп. Венедиктом. «В правилах, которые он составил для своих монахов (529 г.), он не требует от них тех лишений, которые имели место на востоке, а единственно заповедует порядок, умеренность и трудолюбие. »//НиколайДмитриевичТальберг. «История Церкви»
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Преп. Бенедикт добавил изучение светских наук в монастырях и практическую миссионерскую деятельность.
Блаж. Иероним Стридонский (331-419). Блестящее образование в Риме. Один из немногих на Западе, кто выучил еврейский и греческие языки. Плохо сходился с людьми, «но несмотря на брань, его полемические писания были так блестящи и остроумны, а его библейские комментарии настолько эрудированны, что его хотели читать все» на Западе.// Александр Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви». После тяжелой болезни посвятил себя аскетический жизни в Халкийской пустыне. Его отшельническая жизнь вдохновила многих. Блаженный Иероним перевел многие философские трактаты Оригена. Кроме того его перу принадлежит перевод Св. Писания (Вульгата) и обширные комментария к Библии; несколько книг об аскезе. Однако, блж. Иероним не является основателем богословской мысли на Западе (независимого западного богословия). Он скорее комментировал и переводил труды, писал письма, но не развивал богословие. Первым чисто западным богословом считается блж. Августин.
Блж. Августин. (354-430). Жемчужина Западного богословия! Молодой африканец. Обучался в Карфагене. Имел философский склад ума и всегда жаждал истины, даже в ущерб авторитету. Именно поэтому он достиг высоты в богословии. Итак, в 383 году он переезжает в Рим. Первые «усилия Августина были направлены на согласование христианства с античной мыслью»//Александр Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви». Эта постоянная работа мысли привела блж. Августина к пониманию многих вопросов веры. В 386 году «его главным занятием стала библейская экзегеза, и его проникновение в богословие заметно углубилось. Это оказало прямое влияние на оценку Августином человеческой природы в общем и на самооценку в частности.» В 387 году блж. Августин публикует «Исповедь». Он боролся с платонизмом (О граде Божием). Однако, «взгляды Августина отличались крайним пессимизмом в отношении человеческой природы; все человечество, по его мнению, является массой осужденных massa damnata; лишь некоторые предназначены Богом ко спасению. Таким образом, блж. Августин проповедовал предопределение праведников, которые одни будут спасены»// Дворкин, Очерки. Еще одна важная работа блж Августина «О Святой Троице». Эту работу он писал с 399 по 415 годы! Об этой работе протопр. Иоанн Мейендорф пишет: «Как уже отмечалось, богословие Августина исходит из интуитивного философского утверждения, что Бог един. Все суждения о Св. Троице строятся на основе этого утверждения. Этот подход имел очень серьезные последствия для западного богословия. На общедоступном уровне реальность Св. Троицы быстро утратила смысл и превратилась в нечто вроде никому не нужного философского довеска…»
Возвращаясь к монашеству. Вообще, монашество возникает почти одновременно в Египте, Сирии и Палестине. Очень скоро проявятся три формы монашества: отшельничество, скитское житие и общежитие. Нам хорошо известны имена и Египетских аскетов, а именно преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий Великий. Говоря о Палестинском монашестве: стоит упомянуть преподобных Харитона Исповедника, Илариона Великого. А в Сирийском монашестве просвятились преподобные Иаков Низибийский, Ефрем Сирин. Развитие теории аскетизма приписывают преп. Евагрию Понтийскиму.
Литература
- История Церкви, Тальберг Н. Д.
- Александр Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви».
Комментарии
Отправить комментарий