Последствия Халкидонского Собора для Вселенской Церкви и для отношений между поместными Церквами.

 Последствия- расколы на некоторых территориях. Причин расколов я вижу три:
  1. Четкая позиция Халкидонского собора: «Не было никакой возможности истолковать Халкидонский собор в монофиситском духе. Оставалось одно из двух: или принять его искренно, или же стать к нему в оппозицию»//В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви».
  2. Отсутствие в лагере халкидонцев авторитетных богословов. Многие епископы были «не свободны, если не от симпатии, то по крайней мере от равнодушного, спокойного отношения к слагавшемуся монофиситству.»//В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви».
  3. Недоразумение- как в случае с Армянской церковью (см. выше).
Как следствие, «Монофиситство нашло себе опору в национальной розни, которой не могли преодолеть ни греческая культура, ни римское владычество. »//В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви». Речь о сирийцах и коптах. «Некоторые политические деятели ухватились за разномыслие, чтобы, отделившись от Византии в догматическом отношении, создать основание для национальной жизни.» Были и недоразумения и стечение обстоятельств как в случае с армянской церковью.
  1. Палестина. «Первое по времени прямое массовое неприятие Собора произошло в Палестине.»//Александр Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви». Монах Феодосии вернулся на родину и стал утверждать, что Собор исказил веру и впал в несторианство, а Иерусалим­ский патриарх Ювеналий изменил своей пастве. «Феодосии насильно захватил кафедру в Иерусалиме, и только через два года был изгнан императором Маркианом»// Постов, История Христианской Церкви, Zacharias. Rhet. III, 3-9; Mansi. VII, 484-496; 513-517.
  2. Далее Египет. В Египте монофизиты, узнав о смерти Маркиана (457) и вос­пользовавшись отсутствием военачальника Дионисия, завладели главною церковью в Александрии и поставили себе патриархом инока Тимофея, прозванного за его хитрость Элуром. Тимофей Элур был посвящен двумя епископами, не признававшими Халкидонского Собора. Тимофей продержится три года. Будет сослан императором Львом. Александрийскую кафедру займет Тимофей Селофакиан (460-482 г.)
  3. Антиохия. В Антиохийском патриархате господствовали подоб­ные же неустройства. Монах Петр, усердный монофизит,— займет кафедру в 467 г.
  4. Армения- согласно прочитанного материала- это недоразумение, которое я описал в ответе на предыдущий вопрос.
Далее ряд потрясений (особенно на вышеуказанных территориях) и раздоров в полемике относительно монофизитов начи­нается со времени преемников Льва (†18 января 474 г.). Детали приводить не буду. Всякие неустройства будут продолжаться вплоть до конца 6 века.
Литература
  1. В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви», Несторианский спор, Догматическая основа спора
  2. Карташев А.В. «Вселенские Соборы».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.