Преодоление арианства
Почему после I Вселенского Собора арианство не было сразу же преодолено? 
Развитие событий:
После 1-го Собора, созванного при непосредственной поддержке Константина, ариани низложены и отправлены в сылку. Лидерство среди ариан переходит к Евсевий никомидийскому. После «раскаяния» многие ариане возвращены. Сам Арий исповедуется, и, после прощения, присоединяется к александрийской и константинопольской церкви. Константин Великий, его сын Констанций (337-361) да и Валентин (364-378) были не очень сведущими в догматических вопросах. Ариани проникли в окружение императора.  Поэтому в окружении императора были и «хитрые махинации придворных епископов и тонкий по форме, но сильный нравственный гнет» И это «были не последнии средства к тому, чтобы превратить эти церковные учреждения в слепое орудие арианской партии.»//В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви». Ариани влияют на мнения императора. Издаются эдикты о преследовании несогласных. Начинаются протесты гонимых епископов (Афанасия Великого, Илария и так далее). И Афанасий Великий и многие другие, включая западных епископов выступали против вмешательства государства в дела церкви. Так, «Афанасий Великий и Иларий пиктавийский протестовали против действий Константия на том основании, что насильственные меры противны самому существу религиозного убеждения. »//В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви». "Какое убеждение там где страх от Царя?,"- говорил Афанасий В. Тоже самое на западе. Миланский Собор 355 года показал, что и западные епископы противились вмешательству императора в дела церкви. Папа Либерий отказался от денег и был отправлен в ссылку. По завещанию Константина Великого еп. Афанасий В. будет освобожден, но интриги по отношению к нему будут продолжаться. 
Итак, эти события показывают 5 основных причины усиления арианства после I Вселенского Собора:
 Причина 1. Император Константин Великий, его сын и приемник Констанций (337-361гг.) и Валентин (364-378гг.)- не разбирались в тонкостях догматических вопросов. Константин Великий поддерживал христианство в целом, но не вникали в догматические тонкости.
Причина 2. Несмотря на осуждение Ария на 1-м Вселенском Соборе, христианская церковь была проникнута духом веротерпимости и не проявила жесткости для окончательного подавления арийской ереси.
Причина 3. Как следствие 1-й и 2-й причины следует третья. Проникновение ариан в окружение императора.
Причина 4. Интриги и недостаточное понимание догматов Никейского символа позволяло арианам обвинять защитников этого символа в саввелианстве, что создавало почву для обвинения конкретных лиц (Евстафия Антиохийского, Асклипа газского и так далее).
Причина 5. Чрезмерное вмешательство государства в дела Церкви препятствовало свободе религиозного убеждения. Возникли гонения и со стороны государства на малые христианские партии, боровшиеся с воззрениями ариан. Среди гонимых оказались еп. Афанасий Великий, Иларий (Восток), римский папа Либерий (Запад).
 Литература
1. В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви».
Комментарии
Отправить комментарий