Значение апостола Павла для солунской общины


Значение апостола Павла для солунской общины трудно переоценить. Павел посеял Слово Истины, удобрил почву и, когда появились ростки, укрепил их. Посеял- означает основал Церковь в городе Солуни. Удобрил- значит указал на важные нравственные моменты при духовном росте. Укрепил- означает, что каждый ростки учения были прикреплены к опоре правильного догматического понимания основ веры (о воскресении, о парусии), тем самым расставлены верные приоритеты в духовном восхождении.
Разберем эти три тезиса по отдельности, обращаясь к посланиям к солунянам и толкованиям свт. Феофана Затворника.
Во-первых, апостол Павел явился основателем Церкви Христовой в Солуни. Действительно, во время своего второго миссионерского путешествия, апостол Павел в течение 3-х суббот проповедовал в синагоге (Деян. 17:19). Но, основать Церковь означает не только наставить в вере и истине, но и установить и укрепить определенную иерархию для управления общиной. Именно, иерархия и порядок укрепляют общину. Апостол Павел был доволен вновь созданной церковью и неоднократно благодарил Бога за веру солунян. А вера у солунян была деятельная (1Сол.1:1-7), а значит Фессалоникийская церковь являлась возбудителем веры для соседних народов! Кроме того, апостол Павел заботился об новообращенных солунянах по отбытии его из Солнуни; молился о них. Посылал Тимофея со своими посланиями.
Во-вторых, апостол Павел укреплял нравственное состояние новой общины и дополнил представление о Спасении, обратившись к некоторым догматическим вопросам. 
Павел увещевал о целомудрии (1Сол.4:1-12), о братолюбии (1Сол.4:9-10), о трудолюбии (1Сол.4:11-12). К теме трудолюбия апостол Павел обращался и во втором своем послании в своей нравоисправительной речи (2Сол.3:6-15). Павел пишет: «Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2Сол.3:11-13)
Дополнение в догматической части касались участи умерших и учения о втором пришествии Христовом. (1Сол. 4-5:11). Павел говорил о внезапности конца света и, как следствие, необходимости бодрствовать и трезвиться. Солуняне же ошибочно полагали, что пришествие совершится очень скоро, и что причастниками будут только те, кто будут живы на тот момент. Это искажало их нравственный строй жизни. Искажение проявлялось в печали и, как я писал выше, в представлении об отсутствии смысла в ежедневном труде. Павел исправляет эти неверные домыслы. Свои догматические рассуждения Павел уточняет во втором своем послании (2Сол.2:1-17), указывая на некоторые признаки второго пришествия Христа. Феофан Затворник раскрывает эти уточнения Павла как вероисправительные, ибо апостол касается исправления неправых мыслей о втором пришествии Господнем. Павел преподает откровения об антихристе (2Сол.2, 1–8), раскрывая изображения козней антихриста и указаний, кого он прельстит (2Сол.2, 9–12). Павел подбадривает солунян, рассказывая «о светлой участи верующих, поколику они верны вере» (2Сол.2, 13–17) [[1]]. 
Получить нравственные ориентиры и догматические знания,- это еще не все. Как жить, чтобы применить эти знания и пройдя по ориентирам войти в Царствие Небесное? Об этом мой третий тезис.
Итак, в-третьих, апостол Павел расставил верные жизненные приоритеты, определив черты истинно христианской жизни в каждом христианине, а именно: добродетели, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ (1Сол.5, 12–15); характеристические черты истинно христианской жизни в каждом христианине «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Сол.5, 16–22). В заключение Павел указал и последнюю цель, к которой должны все стремиться, с обнадежением в достижении ее (1Сол.5, 23–24) [[2]]
Апостол Павел просит уважать трудящихся и почитать их с любовью и далее указывает как жить в мире между собою: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.» (1Сол.5:14-15). Павел говорит, что цель жизни христианина обожение духа, души и тела во всей полноте! Достигается это обожение стяжанием Духа Святого, ибо «верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.» (1Сол.5:24)!
Литература
  1. Послание святого Апостола Павла к солунянам первое истолкованное святителем Феофаном, свт. Феофан Затворник, https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-solunjanam/
  2. Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном, свт. Феофан Затворник, https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-solunjanam


[1] Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном, свт. Феофан Затворник, https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-solunjanam

[2] Послание святого Апостола Павла к солунянам первое истолкованное святителем Феофаном, свт. Феофан Затворник, https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-solunjanam/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.