Возникновении несторианства и борьбе с ним свт. Кирилла Александрийского
Возникновении несторианства и борьбе с ним свт. Кирилла Александрийского.
В. Болотов считает, что толчок к возникновению христологических споров дали ариане. Ариане заменили «человеческую разумную душу во Христе конечным божеством Христа.»//В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви», Раздел: Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский. Это был первый посыл к христологическим спорам. Далее, я расскажу о возникновении несторианства в лицах, то есть представляя отдельные личности, которые взрастили несторианство.
Итак, на историческую сцену выходит Аполлинарий, пресвитер Лаодикии сирийской (310-390). Он вел светлую аскетическую жизнь. Почитался среди православных. Был явным противником арианства. Но уклонился в другую ересь. То есть это первый уважаемый православный богослов, который стал допускать ошибочные рассуждения. Так как он был уважаемый, то на его ошибки долго закрывали глаза. Впервые о его ереси свидетельствует Василий В. И это лишь в 373 году. Итак, по Аполлинарию «Христос принял тело и душу, но человеческого ума не воспринял. Он был истинным (совершенным) человеком, так как имел одушевленное душою тело и разумную человеческую плоть, хотя разум Его не был разумом человеческим, а вместо духа человеческого был дух божественный.»// В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви».Итак, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа — тело и душу, третью же часть, ум, занимал в нём Божественный Логос. Аполлинарий писал: «Если бы Господь принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху»
На борьбу с ересью Аполлинария выступил Феодор Мопсуэстийский (Сирийская церковь). Но и ему не удалось расставить все по своим местам.
Итак, Феодор Мопсуэстийский (350-428), Епископ Мопсуестии, глава антиохийской школы. Предтеча несторианства. Он говорил: «Мы не должны думать, что от Девы родился Бог. Не Бог Слово родился от Девы Марии, а тот, кто от семени Давидова». То есть Феодор не считал возможным объединение в одно лицо божественного Логоса и совершенного человека Иисуса.
Несторий (381-451), константинопольский архиепископ (428-431),- умеренный. Яркий представитель антиохийской школы, - здесь его связь с учением Феодора Мопсуэстийского. Итак, Несторий почитал Иоанна Златоустого. Его уважали и ценили многие епископы. Проповеди были настолько сильны, что некоторые из них походили по стилю на работы Златоуста! В. Болотов пишет: «Что это не был характер низкий, за это ручается тот факт, что его бывшие приверженцы, восточные епископы, покидая его исторически погибшее дело, все же сохраняют уважение к его личности: решившись оставить его непобедное знамя, они считают все же своим нравственным долгом написать Несторию прощальное письмо, почтительное, прочувствованное.» Как бы то ни было, Несторий заблуждался.
Основным его противником в богословском споре в Константинополе стал св. Кирилл Александрийский. «В своей основе это был спор догматический. Hесторий был представителем антиохийского богословского направления. Он выразил то учение, которое предлагал Феодор Мопсуэстийский.»//В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви», Несторианский спор, Догматическая основа спора.
Несторий считал, что во Христе два естества, но не слитные. Две воли и фактически два лица, ибо Несторий не смог правильно трактовать одно Лицо. Поэтому по Несторию « и воплотился и пострадал Господь Иисус Христос.»// В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви».
Какое-то время, Несторий пытался успокоить разногласия в Констнтинопле сам. Писал письма в Рим, ища поддержки. И вот здесь пора рассказать о Кирилле Александрийском.
Кирилл Александрийский (376-444): Епископ Александрийский (32 года подряд). Богословский язык александрийского направления сильно отличался от антиохийского. Две разные школы. НО, в начале конфликта Кирилл «не осмыслил для себя принципиальной разницы двух богословских школ, а просто уложил Константинопольскую проблему в привычное ему русло традиционной вражды его дядюшки Феофила к Константинопольскому первенству. Свалили в свое время Иоанна Златоуста. Тем более есть надежда свалить и несравненно меньшего Нестория. Кирилл начал действовать.»// Карташев А.В. «Вселенские Соборы».
Как велась политическая борьба я описывать не стану. Но приведу основные положения, которые Кирилл Александрийский проповедует:
- Соединение сущности человека и сущности Божества- есть соединение природное; физическое. Однако, это соединение не влечёт утраты свойств двух природ. Этого не мог понять Несторий. Несторий считал, что такое соединение двух природ приведет к одному естеству. Из этого следует второе.
- «Бог Слово есть совершенная природа – ипостась, и человек есть совершенная природа – ипостась (так как человечество Христово было бы полным отдельным человеком, если бы не было воспринято в единение с Богом Словом); что качественные определения той и другой природы различны, и не уничтожились через соединение.»//В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви» Таким образом богослов не должен распределять факты жизни Христа: рождение, страдание, смерть и так далее (гнев, радость) по природам. Например, «Христос, Бог-Слово, есть единственный центр всей личной жизни Богочеловека», то есть «страдания – Его собственные страдания по плоти, потому что это – страдания Его собственной плоти (τὸ ἴδιον αὐτοῦ σῶμα), хотя Он по божеству бесстрастен.»
Лицо- Сын Божий единосущный Отцу. «Следовательно, и воплотился и пострадал Сын Божий, единосущный Отцу.»// В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви». Итак, «чисто догматический спор был осложнен а) отношениями константинопольской кафедры к александрийской и б) к римской.» Поэтому не было авторитетного судьи. Далее события развивались так: Окружное послание 428 года, «Послание к монахам», письмо к Несторию с критикой учения. Свт.Кирилл Александрийский вводит понятие «ипостасного единства» двух природ Христа. Здесь прослеживается теоцентричность и антропологический минимализм христологии свт.Кирилла. Поддержка свт.Кирилла папой Целестином. Далее, Собор в Риме в 430 г. и осуждение Нестория. Письма папы Целестина Несторию. Собор в Александрии и 12 анафематизмов Кирилла против Нестория. Издание Несторием в ответ 12 анафематизмов против Кирилла. После этого все готово к созыву Собора. (III Вселенский Собор). Созыв императором Феодосием II (По просьбе Нестория) Вселенского собора в Эфесе в 431 г.
Подведу итоги снова словами Василия Болотова: «Если Нестория нужно укорять за то, что он слишком конкретно понимал человечество во Христе, превращая его почти в отдельного человека, то в системе Кирилла человечество представлялось слишком отвлеченным, почти только свойством Богочеловека, а не Его природою, жизненною, реальною. Зато Кирилл спасал великую истину – личного единства Богочеловека.»
Литература
- В. В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви», Несторианский спор, Догматическая основа спора
- Карташев А.В. «Вселенские Соборы».
Комментарии
Отправить комментарий