О Великих Каппадокийцах
Великие Каппадокийцы- это святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Когда мы говорим о тринитарной терминологии, то мы имеем ввиду определение основных понятий, а именно: «сущность» и «природа», «ипостась» и «лицо»; и их четкое разграничение.
Великие Каппадокийцы прежде всего определили соотношения между понятиями «сущность» и «ипостась» как между общим и отдельно взятым.//Догматическое Богословие, прот. Олег Давыденков, Москва, ПСТГУ, 2016, С. 181.
Ипостась- есть сущность, ограниченная особыми свойствами, то есть некая конкретная реализация общей сущности- единой и нераздельной. Это означает, что все Ипостаси обладают без разделения одной и той же сущностью. В тоже время понятия «лицо» и «ипостась» в триадологии Каппадокийцев фактически оказываются выведенными за пределы содержания понятия «природа» («сущность»). Определение Ипостаси отождествляется с индивидуальным представлением Лица. Согласно свят. Григорию Богослову, Лица не должны мыслиться как простые индивидуализации общей сущности, Они суть Те, Кто обладают Божеством (единой сущностью), «суть Три, в Которых [пребывает] Божество»//Григорий Богослов, свят. Слово 39, на святые светы явлений Господских// Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т.1.С.445
Как только понятия Ипостась (Лицо) и Сущность (Природа) были определены и четко дифференцированы появилась возможность обозначить единство Божественного бытия и совершенное различие Божественных Лиц.
Важно, что три Ипостаси- это не три реализации общей сущности, но три самостоятельных Лица, в каждом из которых единая Божественная сущность.//Догматическое Богословие, прот. Олег Давыденков, Москва, ПСТГУ, 2016, С. 184
Эти Лица НЕ МОГУТ быть различны по каким-либо признакам, как люди, например, потому что в Боге нет ничего акцидентального!
«Из каппадокийского учения следует, что Божественные Лица-Ипостаси не являются ни частями, ни свойствами, ни функциями Божественной природы. Соотношение между природой и Лицом-Ипостасью можно изложить следующим образом. Природа есть некоторая качественность, лицо — конкретный носитель качеств. Лица-Ипостаси заключают в Себе Божественную природу, определяя ее способ существования, или образ бытия. В Лицах- Ипостасях Божественная природа существует и созерцается.» //Догматическое Богословие, прот. Олег Давыденков, Москва, ПСТГУ, 2016, С. 185
Тринитарная терминология Великих Каппадокийцев четко определяла единосущие Лиц Пресвятой Троицы и Их различие по ипостасям свойствам.
И еще одна важная мысль. Любая попытка применить эти определения под философские системы и логические измышления (проявление человеческого мудрствования) приводит к инакомыслию, то есть к ереси. Здесь важно понять, что Святые Отцы приняли Тринитарную терминологию Великих Каппадокийцев и не пытались оправдать троичность перед лицом человеческого разума! Тайна Троицы по учению Святых Отцов превосходит познавательные способности человека. Здесь нужно поставить точку.
Литература
- Догматическое Богословие, прот. Олег Давыденков, Москва, ПСТГУ, 2016
- Григорий Богослов, свят. Слово 39, на святые светы явлений Господских// Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т.1.
Комментарии
Отправить комментарий