О Великих Каппадокийцах

Великие Каппадокийцы- это святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Когда мы говорим о тринитарной терминологии, то мы имеем ввиду определение основных понятий, а именно: «сущность» и «природа», «ипостась» и «лицо»; и их четкое разграничение.
Великие Каппадокийцы прежде всего определили соотношения между понятиями «сущность» и «ипостась» как между общим и отдельно взятым.//Догматическое Богословие, прот. Олег Давыденков, Москва, ПСТГУ, 2016, С. 181.
 Ипостась- есть  сущность, ограниченная особыми свойствами, то есть некая конкретная реализация общей сущности- единой и нераздельной. Это означает, что все Ипостаси обладают без разделения одной и той же сущностью. В тоже время понятия «лицо» и «ипостась» в триадологии Каппадокийцев фактически оказываются выведенными за пределы содержания понятия «природа» («сущность»). Определение Ипостаси отождествляется с индивидуальным представлением Лица. Согласно свят. Григорию Богослову, Лица не должны мыслиться как простые индивидуализации общей сущности, Они суть Те, Кто обладают Божеством (единой сущностью), «суть Три, в Которых [пребывает] Божество»//Григорий Богослов, свят. Слово 39, на святые светы явлений Господских// Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т.1.С.445
Как только понятия Ипостась (Лицо) и Сущность (Природа) были определены и четко дифференцированы появилась возможность обозначить единство Божественного бытия и совершенное различие Божественных Лиц.
Важно, что три Ипостаси- это не три реализации общей сущности, но три самостоятельных Лица, в каждом из которых единая Божественная сущность.//Догматическое Богословие, прот. Олег Давыденков, Москва, ПСТГУ, 2016, С. 184
Эти Лица НЕ МОГУТ быть различны по каким-либо признакам, как люди, например, потому что в Боге нет ничего акцидентального!
«Из каппадокийского учения следует, что Божественные Лица-Ипостаси не являются ни частями, ни свойствами, ни функциями Божественной природы. Соотношение между природой и Лицом-Ипостасью можно изложить следующим образом. Природа есть некоторая качественность, лицо — конкретный носитель качеств. Лица-Ипостаси заключают в Себе Божественную природу, определяя ее способ существования, или образ бытия. В Лицах- Ипостасях Божественная природа существует и созерцается.» //Догматическое Богословие, прот. Олег Давыденков, Москва, ПСТГУ, 2016, С. 185
Тринитарная терминология Великих Каппадокийцев четко определяла единосущие Лиц Пресвятой Троицы и Их различие по ипостасям свойствам. 
И еще одна важная мысль. Любая попытка применить эти определения под философские системы и логические измышления (проявление человеческого мудрствования) приводит к инакомыслию, то есть к ереси. Здесь важно понять, что Святые Отцы приняли Тринитарную терминологию Великих Каппадокийцев и не пытались оправдать троичность перед лицом человеческого разума! Тайна Троицы по учению Святых Отцов превосходит познавательные способности человека. Здесь нужно поставить точку.
 Литература
  1. Догматическое Богословие, прот. Олег Давыденков, Москва, ПСТГУ, 2016
  2. Григорий Богослов, свят. Слово 39, на святые светы явлений Господских// Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т.1.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.