Раскол 1054 года

«Дело» патриархов Фотия и Игнатия; позиция Западной Церкви в данном конфликте и ее последствия.
Все началось с гос переворота 858 года. Этот переворот привел к изменениям в церкви, отставки патриарха Игнатия и возведение Фотия на патриарший престол. Возникло противостояние патриархов Фотия и Игнатия и появились две партии: одна выступала за Фотия, другая за Игнатия. Игнатий был поддержан ушедшими в раскол монахами.
Рим отреагировал на события на востоке. Стараясь утвердить власть Рима над всей Вселенской Церковью Николай I решил выступить в роли судьи и  «высказался в пользу Игнатия и отказался признать Фотия законным патриархом, признав его возведение на патриаршество совершенно не каноническим – не только потому, что это возведение произошло при жизни патриарха Игнатия, но и по той причине, что Фотий был возведен на патриаршество сразу из мирского звания.»//протоиерей Валентин Асмус. «История Церкви». 
Вмешательство в конфликт папы Николая I привело к серьезному расколу, известному как «фотианский раскол». И этот раскол явился серьезным противостоянием Константинопольского и Римского патриархатов. Это привело к ряду Соборов в 859-861 (согласие римских легатов с патриаршеством Фотия), 863 (в Риме осуждение и объявление о низложении Фотия). Фотий не принимает решение римского Собора. Далее следует очередной переворот (867 года). И на ближайшем Соборе 867 года Фотия низлагают. Происходит восстановление патриарха Игнатия. Но и это не на долго. Восстановление Фотия на патриаршем престоле произойдет в 877 году, после смерти Игнатия. Далее будет Великий собор воссоединения в Св.Софии  в 879-880 гг. как окончание «фотианского раскола».
 Литература
1.       Протоиерей Валентин Асмус. «История Церкви».
 События 1054 года: исторические обстоятельства и их последствия.
Сначала немного истории. Период 4-8 веков- есть эпоха Вселенских Соборов. Собор- это не верховная власть! Вообще, Собор созывался в экстренном случае и созывался императором. Уже тогда на этих Соборах роль Римской Церкви была не ясна. Дело в том, что на Соборах участвовали легаты Рима, даже когда Папа был в Константинополе (5 Собор). На Востоке решение Соборов автоматом становились правилами. На Западе их (решения) утверждал Папа. То есть уже тогда начинает вырисовываться первенство Папы, точнее претензия на такое первенство. Но и Восток не отставал в притязаниях на первенство. В общем к X веку из 5 патриархатов стали явно выделяться два: Римский и Константинопольский. Кстати, предпосылки первенства Рима хотя бы объяснимы с исторической точки зрения. Ведь Христианство с начало (с I века) развивалось в одной империи- Римской. Потому римская кафедра вселенская. Вернусь в X век. Здесь появились различия обрядовые и литургические и споры догматические. Так причастие на Востоке на квасном хлебе (Еван от Матфея), На Западе на пресном хлебе (Еван от Иоанна): спор о дате Тайной вечери. В догматической области были расхождения в учении о Троице. Восток не меняет формулы Евангелия: то есть Св Дух исходит от Отца возможно через формулировка Сына (Фотий)! Но ВСЕГДА в вечности от Отца. На Западе (влияние трудов св Августина) понимание корректируется и Св Дух исходит и от Отца и от Сына. Восток как-бы поддерживает идею монархии или точнее виновности Отца в предвечном схождении Святого Духа. Фотий очень переживал по этому вопросу. Фотии указал, что это опасное уклонение в ересь. Разногласия росли на протяжении всего 10 века. Разрыв произошел в 1054 году! при Патриархе Константинопольском Михаиле Килуларии. Формально это выразилось в закрытии церквей где причащались на опресноках. Этот запрет был ответом на притеснение греков в южных землях Италии. Папа отправил легатов для выяснения отношений. Патриарх отказался их принимать. Легаты вошли в собор и положили грамоту об отлучении Константинопольского Патриарха (10 обвинений- одно из которых вопрос об исхождении Св Духа). Вообще, такие разрыве встречались и раньше и никто не предполагал, что этот разрыв на долго. Одна в конце 11 века начинаются крестовые походы. Они считались против мусульман, но попутно свергались православные иерархи и ставились западные (Антиохия, Иерусалим, Константинополь). Вся такая политика увеличивала отчуждения. Все события далее вплоть до 20 века были то холодной то горячей войной. Католики пытались подмять православных- уния. Папы придумали привлекать православных- вы сохраняете свои обряды, но принимаете католические догматы и первенство Папы (с 13 века). Все эти попытки на православном востоке отвергались с большим негодованием. По мере развития догматики разрывы росли и увеличились. Далее, вопрос о первородном грехе или учение о непорочном зачатии Божией Матери (19 веке). Далее были Ватиканский Соборы. 1-й Ватиканский Собор. Сегодня римская церковь не поместная церковь а вселенская церковь. У нас (на Востоке) сохраняется структура, которая была в 1-м веке- нет единой главы! Глава Церкви сам Христос. 2-й Ватиканский Собор (1962-1965) формулирует правила взаимоотношения между католиками и православными. Этот Собор провозгласил православные церкви спасительными, но не находящимися в общении с римским престолом Западом. Это первый шаг на встречу и сделал его Запад. После этого начался диалог (официальный). Он начался в 1980 году. Поднимались разные темы, включая унию. В 1993 году и Католики и Православные согласились что уния- не есть путь к соединению. Павел 6 и Афинагор сняли анафемы. В 2004 году Иоанн Павел 2 извинился за православные походы. Католики желают перевернуть темные страницы. Такое же желание есть и у нас. Но мы имеем различные взгляды на спасительность католической церкви.   Единство не восстановлено, но есть диалог. Слово ересь больше не используется в отношении друг друга. Однако до сих пор много препятствий для объединения, например календарь святых! Вот такая ГРУСТНАЯ история!
Юридические основания раскола 1054 года. Догматические, литургические, а также государственно-политические причины.
Этнографическая причина — это различие в гении, характере грека и римлянина.
Государственно-политическая причина — это перенесение столицы в Константинополь, при чем явились образовались целые народы (новые), заинтересованные в существовании новой столицы на берегах Босфора и враждовавшие с Римом, как соперником. Обострил имевшиеся противоречия болгарский вопрос. Римский епископ принял в свое ведение Болгарию. А Константинополь забрал часть южной Италии и Балканы
Догматические:
            1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью.
            2. Учение об исхождении Святого Духа «и от CbiHa»(filioque).   Литургические: Причастие на опресноках.
Обрядовые: В их числе назывались такие как целибат, то есть обязательное безбрачие священства, пост в субботу, разрешение на употребление молока и яиц Великим постом.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полиелейная утреня в вопросах и ответах

О Догматиках

Структура всенощного бдения. Великая вечерня. В вопросах и ответах.